УДК 377.614
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Л.В. Минкина, преподаватель СПО,
Мценский филиала ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Мценск,
e-mail: minkina.lv@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации здоровьесберегающих технологий в условиях воспитательного и образовательного процесса в среднем и высшем учебном заведении, подчёркивается важность их использования для сохранения здоровья обучающихся.
Учебно-воспитательный процесс на современном этапе развития образования предполагает реализацию множества задач, одной из которых является формирование здоровьесберегающего стиля поведения студентов.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни во все времена была и остается ключевой проблемой человечества. Так, одной из основополагающих целей национальной Доктрины об образовании является «воспитание здорового образа жизни» [1]. Но, несмотря на усилия государственных структур, направленных на сохранение здоровья, уровень здоровья населения в России падает. Особенно актуальна данная проблема в студенческом возрасте, так как здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Общеизвестен тот факт, что подростки, поступая в средние и высшие учебные заведения, уже имеют колоссальный набор заболеваний. Очень важно субъективное мнение студентов о состоянии своего здоровья, где большинство обучающихся выделяют зависимость здоровья от образа жизни, который они ведут.
Студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Поэтому пропаганда ЗОЖ среди молодежи – одна из основных задач оздоровления жизни нашего общества.
Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, необходимой для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения [2].
Сегодня здоровьесберегающие технологии являются важным компонентом и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому всё, что относится к образовательному учреждению, а это – и характер обучения и воспитания, и уровень педагогической культуры педагогов, и содержание образовательных программ, и условия проведения учебного процесса, и т.д., имеет прямое отношение к проблеме здоровья обучающихся.
Нарушение здоровья за период обучения – известный факт, поэтому развитие и привитие навыков культуры здоровья осуществляется на ряде учебных дисциплин, и конечно, в большей степени через внеучебные мероприятия.
Здоровьесберегающая педагогика – это приоритет здоровья, среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает:
- формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с использованием преподавателями таких технологий, чтобы получение обучающимися образования происходило без ущерба для здоровья;
- воспитание культуры здоровья, а также практическое воплощение потребности вести ЗОЖ.
Разработанные и внедряемые в нашем учебном заведении «здоровьесберегающие технологии», цель которых - достижение образовательного результата не только в обучении, развитии и воспитании, но и в сохранении здоровья обучающихся, реализуются довольно успешно:
- Внеучебная работа направлена на проведение кружковой и научно-исследовательской работы, конференций, конкурсов плакатов по тематике здорового образа жизни.
- Проведение тематических классных часов. Преподаватели и кураторы проводят не только классные часы о ЗОЖ, но и участвуют вместе со студентами в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях. Наглядный пример как нельзя лучше способствует приобщению молодежи к ЗОЖ, обогащению собственного опыта педагога. Студенты и преподаватели участвуют в «Дне здоровья», «Кроссе нации», «Веревочном квесте», первенствах колледжа по спортивным играм. Совсем недавно прошла подготовка к сдаче государственных требований к уровню физической готовности студентов СПО при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно–спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в котором активное участие принял и директор филиала.
- Работа спортивных секций. В филиале работают секции: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис. Результативность таких занятий только получение призовых мест на соревнованиях разного уровня, но и улучшение здоровья, а также увеличение числа студентов с 1 и 2 группами здоровья. Студенты и преподаватели могут заниматься в тренажерном зале, посещать ледовый каток.
-Профилактическая работа. Филиал активно взаимодействует и постоянно расширяет сотрудничество со специалистами наркологического диспансера, врачами – инфекционистами БУЗ Мценской ЦРБ, БУЗ Орловской области «Орловский центр СПИД» (проведена акция «Живи настоящим - думай о будущем!», в ходе которой студенты смогли пройти анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию и получить консультацию квалифицированных специалистов по интересующим вопросам профилактики инфицирования ВИЧ), с учреждениями культуры, спорта, общественными организациями.
Также в нашем учебном заведении реализуются экологические здоровьесберегающие технологии, направленность которых - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В филиале это - и обустройство прилегающих территорий, и зеленые растения в кабинетах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях (экологические субботники, акции «Сдай макулатуру – сохрани дерево!» и др.).
Нельзя представить здоровый образ жизни без правильного, рационального, качественного питания, чему в филиале также уделяется немаловажное внимание: организована работа столовой и буфета с горячим питанием. А в рамках научного направления сотрудники и студенты кафедры «Естественнонаучные дисциплины» работают над темой «Здоровье человека и экологически чистые продукты питания».
Значительную роль в формировании правильного отношения к здоровью у молодого человека играют и специальные дисциплины, которые теоретически и практически позволяют освоить студентам необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха, предотвращения вредных привычек, полноценного и правильного питания. К таким дисциплинам относятся «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
В дальнейшем необходима разработка и внедрение новых методик и
форм проведения оздоровительной работы: включение в каждую дисциплину вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, лекционно-семинарский методов, модульного обучения, занятий-конференций с участием специалистов (врачей, наркологов, тренеров), которые позволят контролировать учебную нагрузку, самостоятельную работу, психологический климат и характер общения на занятии.
Формирование здоровьесберегающего пространства, начатое с первых дней обучения в университете на основе активных форм обучения, с применением инновационных технологий, реализации воспитательного процесса даст студентам не только глубокие, обширные профессиональные знания, но и осознание ответственного отношения к своему здоровью, а в последующем и к здоровью всего общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 04.10.200 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http: //bast.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=dog (дата обращения 15.11.2016).
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе /Н.К.Смирнов. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с. |