Суббота, 27.04.2024, 10:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

УДК 377.614

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

 

Л.В. Минкина, преподаватель СПО,

Мценский филиала ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: minkina.lv@yandex.ru

 

Аннотация.  В статье рассматриваются вопросы реализации здоровьесберегающих технологий  в условиях воспитательного и образовательного процесса в среднем и высшем учебном заведении, подчёркивается важность их использования для сохранения здоровья обучающихся.

Учебно-воспитательный процесс на современном этапе развития образования  предполагает реализацию множества задач, одной из которых является формирование здоровьесберегающего стиля поведения студентов.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни  во все времена была и остается ключевой  проблемой человечества. Так, одной из основополагающих целей национальной Доктрины об образовании является «воспитание здорового образа жизни»  [1].  Но, несмотря на усилия государственных структур, направленных на сохранение здоровья, уровень здоровья населения в России падает. Особенно актуальна данная проблема в студенческом возрасте, так как здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Общеизвестен тот факт, что подростки,  поступая в средние и высшие учебные заведения, уже имеют колоссальный набор заболеваний. Очень важно субъективное мнение студентов о состоянии своего здоровья, где большинство обучающихся  выделяют зависимость здоровья от образа жизни, который они ведут.

 Студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Поэтому пропаганда ЗОЖ среди молодежи – одна из основных задач оздоровления жизни нашего общества.

Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, необходимой для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения [2].

Сегодня здоровьесберегающие технологии являются важным компонентом и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому всё, что относится к образовательному учреждению, а это – и характер обучения и воспитания, и уровень педагогической культуры педагогов, и содержание образовательных программ, и условия  проведения учебного процесса, и т.д., имеет прямое отношение к проблеме здоровья обучающихся.

Нарушение здоровья за период обучения – известный факт, поэтому развитие и привитие навыков культуры  здоровья осуществляется на ряде  учебных дисциплин, и конечно, в большей степени через внеучебные мероприятия.

Здоровьесберегающая педагогика – это приоритет здоровья, среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает:

   - формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с  использованием преподавателями таких технологий, чтобы получение обучающимися образования происходило без ущерба для здоровья;

- воспитание культуры здоровья, а также практическое воплощение потребности вести ЗОЖ.

Разработанные и внедряемые в нашем учебном заведении «здоровьесберегающие технологии», цель которых - достижение образовательного результата не только в обучении, развитии и воспитании, но и в сохранении здоровья обучающихся, реализуются довольно успешно:

- Внеучебная работа направлена на проведение кружковой и научно-исследовательской работы, конференций, конкурсов плакатов по тематике здорового образа жизни.

- Проведение тематических классных часов. Преподаватели и кураторы проводят не только классные часы о ЗОЖ, но и участвуют вместе со студентами в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях. Наглядный пример как нельзя лучше способствует приобщению молодежи к ЗОЖ, обогащению собственного опыта педагога. Студенты и преподаватели  участвуют в «Дне здоровья»,  «Кроссе нации», «Веревочном квесте»,  первенствах колледжа по спортивным играм. Совсем недавно прошла подготовка  к сдаче государственных требований к уровню физической готовности студентов СПО при выполнении  нормативов Всероссийского физкультурно–спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в котором активное участие принял и директор филиала.

- Работа спортивных секций. В филиале работают секции: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис. Результативность таких занятий только получение  призовых мест на соревнованиях разного уровня, но и улучшение здоровья, а также увеличение числа студентов с 1 и 2 группами здоровья. Студенты и преподаватели могут заниматься в тренажерном зале, посещать ледовый каток.

 -Профилактическая работа. Филиал активно взаимодействует и постоянно расширяет сотрудничество со специалистами наркологического диспансера, врачами – инфекционистами  БУЗ Мценской ЦРБ, БУЗ Орловской области «Орловский центр СПИД» (проведена акция «Живи настоящим - думай о будущем!»,  в ходе которой студенты смогли  пройти анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию и получить консультацию квалифицированных специалистов по интересующим вопросам профилактики инфицирования ВИЧ), с учреждениями культуры, спорта, общественными организациями.

Также в нашем учебном заведении реализуются экологические здоровьесберегающие технологии, направленность которых - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В филиале это -  и обустройство прилегающих территорий, и зеленые растения в кабинетах, рекреациях,  и участие в природоохранных мероприятиях (экологические субботники, акции «Сдай макулатуру – сохрани дерево!» и др.).

Нельзя представить здоровый образ жизни без правильного, рационального, качественного  питания, чему в филиале также уделяется немаловажное внимание: организована работа столовой и буфета с горячим питанием.  А  в рамках научного направления сотрудники и студенты  кафедры «Естественнонаучные дисциплины» работают  над темой «Здоровье человека  и экологически чистые продукты питания».

Значительную роль в формировании правильного отношения к здоровью у молодого человека играют и специальные дисциплины, которые теоретически и практически позволяют освоить студентам необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха, предотвращения вредных привычек, полноценного и правильного питания. К таким дисциплинам относятся «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

В дальнейшем  необходима разработка и  внедрение новых методик и

форм проведения оздоровительной работы: включение в каждую дисциплину вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни,  лекционно-семинарский методов, модульного обучения, занятий-конференций  с участием специалистов (врачей, наркологов, тренеров),   которые позволят контролировать учебную нагрузку, самостоятельную работу, психологический климат и характер общения на занятии.

Формирование здоровьесберегающего пространства, начатое с первых дней обучения в университете на основе активных форм обучения, с применением инновационных технологий, реализации воспитательного процесса  даст студентам не только глубокие, обширные профессиональные знания, но и осознание ответственного отношения к своему здоровью, а в последующем и к здоровью всего общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 04.10.200 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http: //bast.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=dog (дата обращения 15.11.2016).

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе /Н.К.Смирнов. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 610 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика