Суббота, 27.04.2024, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

УДК 37.017

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

 

Н.Д. Гревцева, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им.И.С.Тургенева, г.Ливны

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможные способы решения проблемы военно-патриотического воспитания в процессе обучения математике, как на занятиях, так и  во внеаудиторное время.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания молодежи актуализируется,остро ставятся вопросы формирования социально активной личности будущего профессионала. Для общества важно осознавать, на какие духовно-нравственные ориентиры и ценности будут опираться в своей работе педагоги,строители,медики,инженеры,государственные служащие и другие.

В  своем ежегодном послании Президента к Федеральному собранию на 2017 год В.В.Путин конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное отмечает:«Самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, – это, образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую».

Развитие и будущее государства зависит от того насколько сознательно молодежь  усваиваивает накопленный опыт старшего поколения, активно выполняет свои общественные функции.Для этого основой их мировоззрения и жизненной позиции должна стать  система ценностей, направленная на созидание обновленной России. Система ценностей, лежащая в основе практической деятельности и социальных преобразований, обычно называется идеологией. Её основу составляют такие базовые ценности, как патриотизм, гражданственность и человечность.

Ценностная ориентация молодежи изменилась из-за отрицания в 90-х годах старой системы ценностей, всего советского.Молодому поколению предлагаются новые ценности-власть денег,карьера вместо профессионализма,свободная любовь,модели безнравственного и преступного поведения.Особенность современного  общества состоит в том, что формирование идеологии молодого поколения идет в особой информационной среде.Какие ценности сформируются под воздействием такой информации у молодых людей, ещё не способных к её сознательному отбору и фильтрации, предсказать трудно.

Однако значимые события 2013-2015 гг. (Всемирная студенческая универсиада в Казани, зимние олимпийские игры в Сочи, присоединение Крыма к РФ,70 летие победы в Великой Отечественной войне) дали старт смене идеологических установок.Аналитики констатируют всплеск патриотических настроений в общественном сознании. Не случайно на сайте Федерального агентства  по делам молодёжи был размещён баннер с цитатой Президента РФ В.В. Путина: «Нельзя  создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый за себя». Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент- это патриотизм!»

В современный период реформирования  системы образования перед педагогами стоит главная задача – использовать воспитательные возможности предмета в соответствие с требованиями общества. Математическое образование нельзя сводить только к передаче обучающимся  определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед преподавателем  математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности студентов. В Содержание математического образования способствует формированию патриотических качеств студентов. Знания о родном крае, его экономике, культуре, лучших его людях помогают студентам  на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма как чувства долга перед народом, перед Россией.

Учебный процесс в высшей и средней школе имеет большие возможности для военно-патриотического воспитания. Возможными способами решения поставленной проблемы в процессе обучения математическим дисциплинам являются:

-сообщение исторических данных, показывающих роль ученых;  математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;

-тщательный подбор математических задач для занятий с учетом дидактических и методических требований, а также поставленной перед занятием задачи военно-патриотического воспитания;

- внеаудиторная  работа.

В молодом возрасте очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников.Жизнь и творческая биография С. В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. Обучение  должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Такой психологический настрой студентов к изучаемой теме можно создать, если провести двух – трех минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни.Например, рассказать о роли ученых – математиков А.Н.Крылова, С.А.Христиановича, А.А.Дородницына, М.В.Келдыша, А.Н.Колмогорова, Н.Г. Четаева и других в создании и совершенствовании новой военной техники, укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Так, работы А. Н. Колмогорова во время Великой Отечественной войны способствовали созданию теории артиллерийской стрельбы, им изучалось явление рассеяния артиллерийских снарядов. В дисциплинах «Математика» при изучении тем: «Предел функции»,«Дифференцирование», «Приложения производной», «Интегрирование» нужно обратить внимание студентов на то, что не только наука служит обороне, но и оборона, в частности артиллерийские задачи, дала толчок развитию такой отрасли математики как интегральное и дифференциальное исчисление. Начало XXI века принесло много важных открытий в области современной математики на территории нашего государства. Так была решена одна из важнейших проблем двадцатого столетия – доказательство теоремы Пуанкаре. Французский математик Анри Пуанкаре сформулировал ее в 1900 году, а в 2006 году  именно российский математик Григорий Перельман предложил доказательство. Три группы учёных из разных стран опубликовали статьи, уточняющие и дополняющее доказательство Перельмана. Все они, в конечном счёте, согласились, что недостатки у этого доказательства если и есть, то несущественны.

Одним из эффективных средств воспитания студентов  является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и патриотического в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают студентам  усвоить теоретический материал, делают курс математики более интересным, вызывают потребности в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать. Также содержание задач имеет скрытое влияние на студентов. Полезно,когда тексты задач обращены не только к уму,но и к эмоциям обучающихся. При этом воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала.Основываясь на сведениях из истории науки, можно показать, что математика возникла из практических потребностей человека, что она развивалась и развивается в результате умственной и практической деятельности людей в течение тысячелетий. Так, изобретение самолета потребовало решения задачи движения твердого тела в воздухе. Великий русский ученый Н.Е. Жуковский решил эту задачу, создав основу математической теории полета. Недаром его назвали «отцом русской авиации».

Значение влияния интереса к предмету на усвоение программного материала общеизвестно, поэтому создание интереса к изучаемому разделу, теме, занятию является одной из непременных первостепенных задач преподавателя. Любое занятие, связанное с изучением новой темы, можно начинать с пяти минутного увлекательного рассказа, связанного с историей математики. Известный историк и методист-математик И.Я. Депман справедливо утверждал: «Исторические сведения о математике своей Родины и ее достижениях естественно развивают патриотические чувства и любовь к своей стране, своему народу».

На занятиях математики  на 1 курсе СПО можно использовать такие задачи. Например,в годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель "ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость "ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя "Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости "ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя "Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью "ЯК-3”.

Такие задачи носят прикладной характер. Преподаватель имеет возможность давать студентам задачи, которые помимо образовательного характера несут еще и большую воспитательную функцию (в данном случае - содействуют военно-патриотическом воспитанию).

При изучении дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» можно включать задачи, связанные с отечественным производством сельским хозяйством:отдел маркетинга ВАЗа изучает спрос потенциальных покупателей легковых автомобилей. По результатам социологического исследования,40 % потенциальных покупателей отдают предпочтение техническим характеристикам, а 35% кроме технических характеристик считают важным возможность сервисного обслуживания. Оцените в результатах этого социологического исследования долю потенциальных покупателей, которые отдают предпочтение возможности сервисного обслуживания;в Московской области при выращивании озимой ржи сорта Чулпан с применением почвозащитных технологий обработки почвы и средств химизации вероятность гибели более 90 % всех сорняков равна 0,8. На опытном поле, разбитом на делянки, случайным образом выбрано 5 делянок. Найдите вероятность того, что не менее, чем на двух из них погибнет более 92 % всех сорняков.

Студентам можно предложить  собрать данные  о предприятиях и сельских хозяйствах  родного города и района (например, ОАО ГМС Насосы производство погружных насосов, ОАО «Автоагрегат» производство фильтров, ОАО « Ливенская кондитерская фабрика», ОАО Агрофирма «Ливенское мясо", колхоз «50 лет Октября» и др.), решить аналогичные задачи с этими  данными или составить новые.

Краеведческая направленность содержания  таких задач помогает воспитать у студентов гордость за свою малую родину. Включение сведений об экономике, культуре своего края, села расширяют кругозор обучающихся, формируют их социальную адаптацию.

Третьим направлением военно-патриотического воспитания студентов является внеаудиторная  работа, которая дает преподавателю  широкое поле деятельности. Например, это может физико-математические вечера, устные журналы, исследовательские проекты по темам:«Гениальный русский математик Пафнутий Львович Чебышев»,«Первая русская женщина-математик Софья Ковалевская", «Творец неевклидовой геометрии –Нииколай Иванович Лобачевский» и т. д.

Стало традиционным накануне 9 мая проводить в группах 1 курса СПО занятие-конференцию «Математики и математика  в годы Великой Отечественной войны». для подготовки к конференцию формулируется  цель:определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. В рамках этой цели ставились следующие вопросы:участие ученых-математиков в боевых действиях; совершенствование военной техники;теориястрельбыстатистический контроль в военном производстве;задачи военной тематики. При  подготовке выступлений  изучаются литературные источники, отбирают информацию  для работы,  проводят  ее сравнительный анализ, изучают  задачи, для  использования на занятиях, которые  могли решаться в годы войны, готовят презентации.Студенты готовятся  к занятию творчески, с большим интересом.

Раскрытие роли ученых-земляков Р.В. Хохлова- советского физика, одного из основоположников нелинейной оптики. и А.Г. Шипунова - советского конструктора, разработчика автоматического стрелкового вооружения авиационного, морского и наземного базирования. в развитии науки, ознакомление с их мировоззрением и общественной деятельностью, научно-исследовательская работа  студентов и их участие в ежегодной  региональной научно-практической конференции студентов и школьников «Майские чтения им. Р. Хохлова» способствует формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, развитию социальной памяти – способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Для успешного решения проблем военно-патриотического воспитания необходимо использовать возможности учебного процесса и, прежде всего занятий  математики и физики, принципов взаимосвязи воспитательной работы на занятиях и во внеаудиторное время.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Стронгин Р.Г., Петров А.В. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе // Высшее образование в России.2013.№7.С.3-9.

2. БеляевА.В.Воспитание студентов в вузе//Педагогика.2014.№5.С.54-62.

3.Попович М.А. Воспитательное воздействие на формирование личности будущего специалиста в процессе обучения математике//Среднее профессиональное воспитание.2014.№5.С.110-113.

4.Сенина Т.Л. О современном содержании и способах воспитания студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы).2014.№8.С.59-62.

5. Платова Е. Э., Сафин Ф. Ю., Фортунатов В. В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения/ Е. Э. Платова, Ф. Ю. Сафин, В. В. Фортунатов;под ред. проф. А. А. Оводенко; ГУАП. – СПб., 2006. – 112 с.

6.Клепиков В.Н.Духовно-нравственное воспитание на уроках математики//Педагогика.2015.№10 С.54-58.

7. Еремеева Л.И. Духовно-нравственное воспитание-основа формирования личности будущего профессионала//Среднее профессиональное воспитание.2015.№6.С.49-54.

 

 
 

 

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 1501 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика