Четверг, 09.05.2024, 19:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 37

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

О.А. Анцупова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны

e-mail: olga-stroitel@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы реализации воспитательной функции в условиях образовательного процесса в техническом университете, анализируются педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов технического университета, обосновываются принципы воспитания студентов с учетом специфики технического образования. Дается обоснование принципов воспитания студентов с учетом специфики технического образования. Обозначены направления реализации комплекса воспитательных задач - профессиональных, социально-педагогических, социально-психологических. 

Воспитание выступает неотъемлемой частью образования, первостепенная роль в реализации которого принадлежит государству и университетам. Основная цель воспитательной системы в современном университете состоит в формировании специалистов, способных эффективно и плодотворно  работать в условиях современной рыночной экономики. Общую цель, сформулированную выше можно разделить на: 

- социальную адаптацию, что означает подготовку молодого специалиста к жизни в современном обществе, развитие его личностных качеств, освоение им основной (типичной) роли гражданина, необходимые для полноценной жизни; 

- профессиональную подготовку, что предполагает формирование профессиональных качеств и подготовку к самореализации в профессиональной сфере. 

В системе образования, реализующего воспитательную функцию, не мало важное место отводится учреждениям среднего профессионального образования. Предполагается, что кроме знаний, умений и навыков, способствующих формированию  профессиональному развитию и росту, университеты призваны способствовать становлению основополагающей культуры личности, ее духовно-нравственному становлению, что и является ведущей ролью  в процессе воспитания профессиональной подготовки студентов.

С одной стороны, студенческий возраст - время высокой социальной активности, связанный со вступлением во взрослую жизнь, реальностью достижения поставленных целей. С другой стороны – время, связанное с первыми трудностями, неготовностью принимать собственные ответственные решения, желанием спрятаться за чью-то спину. Годы студенчества являются тем этапом, во время которого в основном завершается процесс «соединения» молодого человека с системой общественных отношений. Воспитательное пространство среднего профессионального учебного заведения во многом определяет, каким будет будущий выпускник, какие нравственные позиции будут основой его  профессиональной деятельности.

Современный студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием современного российского общества стал намного свободнее и независимее, а с другой - его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились.

Воспитание специалиста не ограничивается усвоением специальных знаний,  умений и навыков. Большое значение имеют его мировоззренческое мышление, система ценностей, которые определяют его отношение к назначению выбранной профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности. Все это достаточно успешно развивается на основе общей культуры человека. Организации  учебно-воспитательного процесса в университете необходимо уделять особое внимание, так как оно неразрывно связано с общим культурным развитием личности.

 Воспитательное пространство университета формируется, прежде всего, педагогической культурой преподавателя. Настоящий преподаватель воспитывает каждой минутой своего общения со студентами и коллегами, воспитывает своим отношением к людям, науке, общественным проблемам. Активное участие педагогического коллектива  в самых разных сферах деятельности университета  является примером для воспитания молодого поколения. 

Реализация воспитательного процесса в университете осуществляется через деятельность преподавателей [5;  7]. По мнению М. Ю. Кононовой, специфика деятельности преподавателя в техническом университете состоит в том, что его внимание сосредоточено в большей мере на процессах получения студентами качественного технического образования и становления личности студента как будущего инженера, специалиста технического профиля, на формировании у него технических компетенций [6]. Техническое образование ориентировано, прежде всего, на решение комплекса взаимосвязанных задач: содействие социально-ценному развитию личности и профессиональному становлению студента в избранной профессии. Однако, кроме технических компетенций, важна и воспитательная составляющая подготовки молодых специалистов, которая предполагает формирование таких значимых для профессионала личностных качеств, как высокая социальная адаптация и мобильность, критичность мышления, коммуникабельность, общая культура личности.

Воспитание - это формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотической позиции, в процессе, которого знания и умения могут стать особым средством организации собственной жизнедеятельности личности. Воспитание в этом случае становится неразрывным и системообразующим процессом профессионального и личностного становления специалиста-инженера. Формируется отношение к системе наивысших ценностей и смыслов, способности выстраивать индивидуально-личностное отношение к  собственной жизни. При этом каждый студент, по мысли В. М. Аллахвердова, оказывается способен и имеет возможность свободно и самостоятельно вносить и в процесс познания, и в собственное поведение что-то свое, индивидуальное, поскольку творческое начало молодежи есть отличительный фундаментальный признак и современного, и будущего образования [1]. Ценность инициативной активности субъекта деятельности подчеркивает и ориентация общества и государства на личностно-развивающее обучение, способствующее стимуляции профессионального совершенствования личности [2; 3; 4]. 

По данным исследования Новосибирского Государственного университета телекоммуникаций и информатики выявлено, что к числу наиболее значимых факторов профессионально-личностного становления студентов технического университета относится, прежде всего, образовательное пространство университета, которое определяет успешность их профессионально-личностного становления, способствуют созданию условий для полноценной реализации учебно-воспитательного взаимодействия между преподавателями и студентами [8; 9]. 

Воспитательный процесс в техническом университете, на их взгляд, предполагает реализацию следующих групп задач: 

- профессиональных, направленных на создание условий: 

 • для профессионального самоопределения студентов; 

• развития профессиональных специальных умений и навыков студентов; 

- социально-педагогических, ориентированных на создание условий: 

• для нравственного сознания, гражданской позиции, самосознания и соответствующей профессиональной миссии мотивации студента; 

• формирования общей культуры студентов; 
• формирования здоровье сберегающего стиля поведения студентов; 

- социально-психологических, направленных на создание условий: 

• для формирования социальной компетенции и максимально эффективной социальной адаптации студентов, как в процессе обучения, так и для дальнейшей жизни в обществе; 

• формирования благоприятного психологического климата в группах и коллективах вуза.

Основными принципами воспитания студентов технического университета выступают: 

- принцип целенаправленности воспитания;

- принцип гуманизации и демократизации воспитания;

- принцип сочетания воспитания с самовоспитанием;

- принцип воспитания личности в коллективе;

- принцип индивидуального подхода в воспитании;

- принцип опоры на позитивные качества личности;  

- принцип систематичности и последовательности в воспитании;

- принцип связи воспитания с обучением.

Профессиональное воспитание и становление будущих специалистов - одна из важнейших задач современного российского образования. Студенты-выпускники - это ближайшее будущее нашей страны, ее опора и кадровый ресурс. Организация воспитательного пространства должна основываться на научном фундаменте и осуществляться системно, затрагивая все стороны жизнедеятельности университета. Студенты должны иметь возможность реализации себя в «стенах» учебного заведения, только тогда их профессиональное становление будет плодотворным. 

В заключении хочется отметить, что воспитание студентов в техническом вузе должно представлять собой процесс создания условий, способствующих формированию у них ценностно-смыслового отношения к себе, к другим людям, к окружающему миру, потребности в саморазвитии личности будущего инженера. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. - СПб.: Речь, 2003. - 368 с. 

2. Белобрыкина О. А. Традиции как средство развития профессиональной идентичности студентов-психологов // Психология в вузе. - 2004. -№ 2. - С. 99-109

3. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 324 с. 

4. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: МПСИ, 2003. - 408 с. 

5. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 28-32. 

6. Кононова М. Ю. Педагогический процесс и воспитание студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. - 2011. -№ 8-9. - С. 51-54. 

7. Ромм M. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. -№ 12. - С. 104-114. 

8. Чесноков В. А Развитие субъектности личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки: автореф. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2012. - 23 с. 

9. Чухров А. С. Принципы организации воспитательного процесса в техническом университете // Мир науки, культуры, образования. - №5, [42], 2013. - С. 209-211. 

 

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика