Суббота, 27.04.2024, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 337

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

О.А. Чаплыгин, канд. экон. наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mal: ol.chaplygin@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье анализируются основные понятия и определения воспитания и воспитательного процесса; показаны проблемы профессионального воспитания будущих специалистов, а так же  акцентируется внимание на процесс профессионального воспитание как на последовательное  движение личности студента к выбранной им самим цели

Современные психолого-педагогические исследования и практика обучeния в срeдних и высших учeбных завeдeниях доказали нeобходимость безусловного отказа от прeдставления о процессе обучения как о сообщении и передаче информации.

Современный преподаватель высшего и среднего профессионального образования - это организатор совместной познавательной деятельности, в которой главное действующее лицо - студент. Поэтому основной задачей преподавателя становится формирование личности студента как будущего высокообразованного, интеллигентного человека.

Человек формируется как личность и развивается под влиянием различных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом надо помнить, что человек – это не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [2].

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в современной педагогической науке. Его можно рассмотреть как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле воспитание - это общественное явление, процесс воздействия общества на личность. В этом контексте процесс воспитания практически сравнивается с социализацией личности.

Воспитание в узком смысле - это специально организованная деятельность преподавателей и студентов в процессе реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае можно назвать воспитательной работой.

Движущие силы воспитания:

- внешние противоречия социальные и педагогические - между возрастными требованиями к жизни и тем требованиям, кот предъявляются обществом к молодым, между школой и семьей - политические, экономические и социальные противоречия - между идеалами и действительностью;

- внутренние - противоречия самой личности - между педагогическими условиями и активной деятельностью ребенка, между стремлениями и возможностями [1].

В условиях значительной и глубокой модернизации системы российского образования, интеграции  отечественного среднего и высшего образования с мировым образовательным пространством, проблема профессионального воспитания будущих специалистов в настоящее время особенно актуальна.

«Профессиональное воспитание» как понятие стало активно применяться в последнее десятилетие ХХ века. Постепенно профессиональное воспитание стало играть одну из ведущих ролей при решении проблем и задач организации воспитательной работы  в образовательных учреждениях высшего и среднего звена.

Самостоятельная работа студента, так же является частью профессионального воспитания т.к. данная работа позволяет организовать и скоординировать студентов как будущих специалистов.

Профессиональное воспитание - это последовательное движение студента как личности к выбранной им же самим цели. Результатом данного движения является получение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, наращивание его духовных потребностей, мотивов, ценностей в социальном плане, формирующих будущего специалиста.

Профессионально-личностное воспитание как целенаправленный процесс, предполагает управление развитием личности будущего специалиста через включение его в базовую культуру (профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую), социальные отношения и процесс профессиональной самореализации [1].

В контексте данного определения, профессионально-личностное воспитания будущего специалиста, представляет собой последовательное, целенаправленное и планомерное движение к заранее намеченной цели. Результатом данной работы будет обретение будущим специалистом системы профессиональных компетенций, практического опыта, ценностей и нравственных идеалов, расширение его духовного мира и интересов, социально-ценных мотивов, обогащение эмоциональной сферы его жизни, нравственно-эстетических чувств, освоение прикладных умений и привычек.

Становление эмоционально-нравственной, профессиональной стороны воспитательного процесса осуществляется, в большей степени, через формирование образного мышления, обогащение духовной сферы личности, развитие положительных эмоций. Этого можно добиться через обращение к таким средствам воспитания и развития личности студента, как посещения музеев, тематичeских выставок, концeртов, конкурсов, различных вeчeров, краеведческих путeшествий, поeздок, туристические походы и т.п.

На первое место здесь выходит глубина переживаний, социально ценных чувств, порождаемых духовным восприятием окружающей действительности и профессиональной реальности. Профессионально-практическая сторона профессионального воспитания требует со стороны будущих специалистов реального действия, поступка, поведенческого акта, требует тренинга, упражнения в применении социальной, профессиональной или культурной нормы.

Трудовая деятельность студента как будущего специалиста, его осознанное поведение, проявляются в том, насколько они соответствуют высоким нравственно-эстетическим критериям патриота и гражданина своей страны, своего города. Активное стремление студента к развитию и обогащению своего внутреннего духового мира, обнаруживаются в сознательном и активном участии в различных конкурсах и мероприятиях, в общественно-полезной деятельности, сохранении памятников истории и культуры своего города и региона, интересе к экскурсиям, поездкам, путешествиям, походам по родному краю, ответственном и активном участии в трудовых делах, субботниках.

Нельзя сказать, что содержание профессионального воспитания исчерпана только лишь задачами практического освоения профессии студентами. Важным моментом здесь выступает то, что получивший необходимую профессиональную подготовку специалист сможет пройти путь к профессионалу только в том случае, если его профессиональное становление и развитие включало в себя формирование внутренних качеств и характеристик. Это позволит ему решать сложную личностную проблему перехода к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности как классного, высокообразованного специалиста.

Воспитание человека как состоявшейся личности приносит свои положительные результаты тогда, когда внутреннее состояние человека переплетается с профессиональными качествами специалиста. В этом случае не возможен возврат к всевозможным консервативным стремлениям, негативному отношению к труду преподавателя, грубости, недоброжелательности, беспринципности и другим негативным качествам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание как процесс развития личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyvision.ru/

2. Ушинский, К.Д. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности [Электронный ресурс] / К. Д. Ушинский. – Режим доступа: http://gtt.proffi95.ru/

 

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 628 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика