Среда, 08.05.2024, 08:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УДК 371

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Л.Ю. Гаврилова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: lytasik@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье указаны принципы воспитательной деятельности, а также условия их реализации. Рассмотрены вопросы, связанные с воспитанием учащихся на занятиях физики.

Еще со времен Я.А. Каменского понятие «обучение» и «воспитание» неразрывны. Их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше достаточно сложных и неоднозначных зависимостей. Мы чаще говорим о процессе обучения, рассматривая его закономерности, принципы организации и т.д. Данный процесс в последнее время претерпел существенные изменения.

Основным объектом воспитания является личность учащегося как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качество свободно проявляющая личностное «Я».

Основным объектом воспитания является учащийся, он зеркально отражает проблемы воспитания в колледже, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности педагога. На учебном занятии студент учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения, утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с ранних сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству.

Функции педагога (преподавателя) – создание необходимых условий для "само": САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации.

Студент учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода преподавателя и студента выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.

Думаю, для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

1 Принцип гуманизма как признание ценности реального учащегося с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за студентом права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа гуманизма обеспечивается:

- добровольностью включения студента в ту или иную деятельность;

- возможностью студента свободно выбирать способы и средства достижения цели;

- оптимистической стратегией при определении задач воспитания;

- учетом интересов, потребностей и способностей каждого студента;

- подготовленностью студентов к социальной самозащите. Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа гуманизма:

- опирайтесь на активную позицию студента, его самостоятельность, инициативу;

- уважайте личность учащегося, не унижайте его достоинства;

- призывайте студента к добру и будьте добрыми сами;

- защищайте интересы учащегося и помогайте ему в решении его актуальных проблем;

- постарайтесь увидеть в каждом учащемся ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.

2 Принцип социального закаливания студентов ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции учащегося.

Условия реализации принципа

Реализация принципа социального закаливания студентов обеспечивается:

- созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;

- включением учащихся в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;

- стимулированием научного и морального познания и самопознания студентов;

- оказанием помощи студентам в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа социального закаливания студентов:

- решайте проблемы С учащимися, а не ЗА учащихся;

- не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у студентов способности к их преодолению;

- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у учащегося завтра, если их не воспитать сегодня;

- воспитывайте чувства студентов: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.

3 Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.

Условия реализации принципа

Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:

- определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

- формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;

- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа сотрудничества:

- делайте учебное заведение родным для учащегося: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива;

- ДОВЕРЯЙТЕ студентам, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;

- развивайте у учащихся потребность во взаимопонимании;

- СОучаствуйте в жизни студентов: равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся!

4 Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".

Условия реализации принципа

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:

- предъявлением студентам "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями;

- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;

- реализацией учащимися ценностных ориентации как деривата обретенной свободы;

- постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых вы водит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий ученик.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа ценностной ориентации:

- открывайте перед учащимися принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;

- наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;

- вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;

- вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.

В процессе преподавания физики педагог должен систематически ориентировать учащегося на значимые для него ценности:

Универсальные ценности: - человек; - жизнь, природа, общество; - добро, истина, красота; - труд, познание, общение, игра; - свобода, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство.

Концептуальные ценности: - место человека в окружающем мире;  - диалектика связи человека и природы; - процесс познания человеком природы и себя, как составной части.

Личностные ( групповые ) ценности : - смелость в отстаивании взглядов; - дисциплинированность; - воля; - терпимость;- жизнерадостность;- честность;- ответственность …

Формирование концептуальных ценностей личности необходимо проводить через содержание обучения. Физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

На занятиях стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Кулона, Фарадея, Герца, Лебедева, обращаю внимание учащихся, как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.

Освещая на занятиях крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, дается  представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываю учащимся, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии. Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Формировать у молодежи современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу крайне необходимо на занятиях физики.

При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований показываю, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.

Обращаясь на занятиях физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе.

Практическая направленность занятий физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). В настоящее время самым перспективным источником энергии остается ядерная, ее запасы не истощаются. Но атомная энергетика ставит перед нами очень много проблем, которые особенно обострились после аварии на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время трудно представить нашу жизнь без привычных компьютеров, сотовых телефонов, телевизоров, микроволновых печей и т.д. При изучении раздела «Электромагнитные волны» обязательно рассматриваем «Влияние электромагнитных излучений на человека», опираясь на результаты научно-исследовательской работы по данной теме. Однозначного ответа на вопрос «Вредно ли электромагнитное излучение для здоровья человека?» – нет. Однако в условиях электромагнитного загрязнения появляются сонливость, тревога, хроническая усталость.

Наиболее эффективным оказываются - подготовка студентами  материалов к сообщениям и выступление с ними о великих ученых-физиках: краткая биографическая справка, включающая черты мировоззрения, гражданскую позицию, философское кредо, широту взглядов, мотивы научного творчества, отношение к своим ученикам, заслуги перед Отечеством, оценка творчества и личности учёного выдающимися физиками или государством, описание исторических опытов. Данный мощный механизм формирует у студентов чувство патриотизма на занятиях физики знакомством их с жизнью и достижениями ученых, внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки. Большинство этих ученых были и есть настоящие патриоты своей Родины. Сообщения должны раскрывать конкретные черты ученого как личности. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды. Материал о них должен быть включен в логику изложения учителем текущего материала. Знакомство с успехами страны в области физики и техники позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2011. - № 5. – С. 19-25

2. Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13

3. Декельбаум В. Дальтон-технология: из опыта работы учителя // Учитель, № 6 – 2005. – С. 3-6

4. Идатчиков Н. Интерактивный урок: авторское видение // Учитель, № 6 – 2005. – С. 7-11

5. Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 40-45

6. Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2013. - № 4. – С. 62-68

7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.

8. Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. - № 5. – С. 73-77

9. Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43

10. Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2010. – № 1. – С. 30-36

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 482 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика