Среда, 08.05.2024, 22:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 37.022

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

С.В. Дьяченко, канд.техн.наук,

ФСПО ОГУ имени И.С. Тургенева, г.Орел,

e-mail: svdgrey@yandex.ru

 

Аннотация. Обосновываются преимущества организации собственного хлебопекарного производства в стенах ССУЗа в качестве бизнес-инкубатора, а также для организации непрерывной производственной практики и  приобретения профессионального опыта в уже период обучения.

 

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я научусь.

Конфуций

 

Ученик подобен сосуду, который необходимо наполнить информацией, как водой. Так справедливо полагали древние мыслители. Информация тоже предмет временный, преходящий, скоропортящийся, если она не используется. Информация – это средство, орудие, которое, как палку, после использования можно отбросить [1].

Но ведь конечной целью является не заполнение «сосуда», а его использование. Наступает период, когда социум справедливо ожидает от него отдачи, созидательного потока на мельницу общественной пользы.

Впервые приступая к большой работе, ученик опасается, что не справится. Но осознано применяя теорию, он получает её эмпирическое подтверждение, т.е. знания «доходят» через руки, подтверждая народную пословицу: «Глаза боятся, а руки делают».

Таким образом, знания рождается только в результате практического использования и осмысления информации. Знание – это средство, орудие, но такое, которое становится функциональным органом индивида. Оно необратимо меняет познающего [1]. При повторениях экспериментальной деятельности происходит выработка умения, что вселяет в ученика всё возрастающую уверенность в своих силах.

Со временем, в результате многократной положительной практики, т.е. доведенной до автоматизма деятельности, формируется навык. Но необходимо учитывать, что опыт профессиональной деятельности, как совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений, нарабатывается только при конкретной профессиональной деятельности [2].

Поэтому в системе профессионального образования опыт деятельности приобретает новый смысл. Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

Таким образом, традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: «Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности», т.е. применением практико-ориентированного метода в образовании. С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки.

В ходе ознакомительной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы.

На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве помощника специалиста предприятия.

Наконец, на преддипломной практике происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности.

Такая модель непрерывной практики – не осуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, путь к необходимой организационной основе – в поиске постоянных бизнес-партнеров (работодателей) и организации у них филиалов кафедр. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по уточнению содержания конкретных дисциплин, затем – рабочих и учебных программ обучения [3].

По-настоящему профессиональную деятельность в учебной лаборатории организовать проблематично. Поэтому необходимым условием наработки опыта деятельности является производственная практика, т.е. практика на реальном предприятии или организации.

Система организации производственных практик на базе предприятий бизнес-партнеров прошла испытание временем, но сейчас всё большее значение приобретает необходимость непрерывной практики в процессе обучения: утром – практика, вечером – теория [4]. Такая организация практики возможна только при организации реального производства в стенах учебного заведения, например, в рамках бизнес-инкубатора.

Широко известен опыт производства фотоаппарата «ФЭД», который выпускался Харьковской трудкоммунной, созданной из бывших беспризорников знаменитым педагогом А.С. Макаренко. При этом выпускалось не 2-3 десятка, а десятки тысяч тончайших оптико-механических аппаратов.

Этот позитивный опыт практико-ориентированного обучения А.С. Макаренко необходимо использовать, например, организацией участка по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Продукция такого мини-цеха будет с успехом реализовываться в столовых и буфетах образовательного учреждения. При этом непрерывную практику, а также подлинный профессиональный опыт получат не только студенты-хлебопёки, но и обслуживающие его электрики и автоматчики, экономисты и менеджеры, а также студенты многих других сопутствующих настоящему производству специальностей.

Такая технология практико-ориентированного обучения студентов будет иметь не только реальный экономический, а также весьма серьезный педагогический эффект.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федоров, А. Э. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск : Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.
  2. Большая психологическая энциклопедия. http://career_counseling_support. academic.ru /274/ОПЫТ
  3. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. [Электронный ресурс]. http: //www. eidos.ru/journal/2007/01152.htm.
  4. Власова, А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. No 286. – С.11.
Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 471 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика