Среда, 08.05.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

УДК 371

 

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Л.В. Рыкова, ст. преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: lar.rykova@yandex.ru

 

Право есть исторически обусловленная, сложившаяся мера человеческой свободы для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие между интересами личности и общества. В процессе жизнедеятельности общество вырабатывает систему правил общественно необходимого, возможного или желаемого социального поведения, а тем самым и критерии правомерного, неправомерного или несправедливого поведения. Через нравственность, традиции вырабатывается и нормативно закрепляется справедливость, в рамках которой гармонизируются интересы личности и общества. Закрепляя среди других ценностей культуры социально оправданную, нормативно упорядоченную свободу, право приобретает тем самым значительную, притом собственную социальную ценность в обществе [3].

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой, в результате постоянного развития и изменения правовых представлений, соответствующих им общеобязательных правил поведения, исторически конкретных правовых систем. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание молодежи можно рассматривать в качестве важнейшей составляющей культурно-образовательной функции современного демократического государства.

Выделение подфункции правового воспитания обусловливается органичной связью государства и права. Между тем, органичная связь государства и права реализуется и проявляется, прежде всего, в их функциональном взаимодействии. Это дает основание рассматривать воспитательную функцию в качестве одной из общих функций права и государства. Ее основное содержание составляет именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права. Соответственно воспитательная функция права нацелена, прежде всего, на формирование правосознания и правовой культуры граждан, в том числе молодых, воспитание их в духе уважения к праву, закону, нетерпимости к правонарушениям. Вот почему воспитательная деятельность государства в лице его органов, учреждений, включая образовательные, призвана способствовать повышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка. Таким образом, правовому воспитанию принадлежит существенная роль, как в реализации функций государства, так и права [2].

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Разграничение можно условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания.

Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребностью постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

В целом изучение правовых дисциплин должно включать в себя следующие обязательные ступени: правовая информированность, правовая убежденность, правовая активность. Следовательно, его назначение - в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Это приводит к необходимости в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания, поскольку правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях [1]. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

Правовые дисциплины, изучаемые студентами среднего профессионального образования, направлены на формирование основ правосознания и правовой культуры, пробуждение интереса к праву, привитие элементарных навыков и умений по применению норм права в конкретных жизненных ситуациях. В ходе их изучения студенты должны уметь работать с законами и иными нормативно-правовыми актами, применять полученные знания в процессе реализации и защиты прав и законных интересов личности, сознательно и ответственно действовать в сфере отношений, урегулированных правом, содействовать поддержанию правопорядка в обществе.

Кроме того, студенты должны знать основные правовые термины и понятия; принципы, нормы и институты отдельных отраслей права, возможности правовой системы России, необходимые для эффективного использования и защиты прав и законных интересов личности, исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции, а также особенности правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

Все это, в конечном счете, способствует формированию у студентов общих компетенций, представляющих собой совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне, которые позволят обеспечить успешную социализацию выпускника.

И, хотя эти дисциплины дают лишь основы знаний о государстве и праве, тем не менее, сформированный в ходе учебных занятий интерес к правовым явлениям и институтам может стать в дальнейшем основой для углубленного занятия правом, без которого невозможно становление личности и развитие современного общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс. - 2013. - № 4. - С.36-38

2. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы / Е.А. Певцова // Государство и Право. - 2005. - №4. – С. 28 - 36

3. Смоленский, М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества// Журнал Российского Права. - 2004. - №11. – С.20-26

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика