УДК 371
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Л.В. Рыкова, ст. преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: lar.rykova@yandex.ru
Право есть исторически обусловленная, сложившаяся мера человеческой свободы для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие между интересами личности и общества. В процессе жизнедеятельности общество вырабатывает систему правил общественно необходимого, возможного или желаемого социального поведения, а тем самым и критерии правомерного, неправомерного или несправедливого поведения. Через нравственность, традиции вырабатывается и нормативно закрепляется справедливость, в рамках которой гармонизируются интересы личности и общества. Закрепляя среди других ценностей культуры социально оправданную, нормативно упорядоченную свободу, право приобретает тем самым значительную, притом собственную социальную ценность в обществе [3].
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой, в результате постоянного развития и изменения правовых представлений, соответствующих им общеобязательных правил поведения, исторически конкретных правовых систем. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое воспитание молодежи можно рассматривать в качестве важнейшей составляющей культурно-образовательной функции современного демократического государства.
Выделение подфункции правового воспитания обусловливается органичной связью государства и права. Между тем, органичная связь государства и права реализуется и проявляется, прежде всего, в их функциональном взаимодействии. Это дает основание рассматривать воспитательную функцию в качестве одной из общих функций права и государства. Ее основное содержание составляет именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права. Соответственно воспитательная функция права нацелена, прежде всего, на формирование правосознания и правовой культуры граждан, в том числе молодых, воспитание их в духе уважения к праву, закону, нетерпимости к правонарушениям. Вот почему воспитательная деятельность государства в лице его органов, учреждений, включая образовательные, призвана способствовать повышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка. Таким образом, правовому воспитанию принадлежит существенная роль, как в реализации функций государства, так и права [2].
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Разграничение можно условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.
Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания.
Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребностью постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.
В целом изучение правовых дисциплин должно включать в себя следующие обязательные ступени: правовая информированность, правовая убежденность, правовая активность. Следовательно, его назначение - в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Это приводит к необходимости в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания, поскольку правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях [1]. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.
Правовые дисциплины, изучаемые студентами среднего профессионального образования, направлены на формирование основ правосознания и правовой культуры, пробуждение интереса к праву, привитие элементарных навыков и умений по применению норм права в конкретных жизненных ситуациях. В ходе их изучения студенты должны уметь работать с законами и иными нормативно-правовыми актами, применять полученные знания в процессе реализации и защиты прав и законных интересов личности, сознательно и ответственно действовать в сфере отношений, урегулированных правом, содействовать поддержанию правопорядка в обществе.
Кроме того, студенты должны знать основные правовые термины и понятия; принципы, нормы и институты отдельных отраслей права, возможности правовой системы России, необходимые для эффективного использования и защиты прав и законных интересов личности, исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции, а также особенности правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.
Все это, в конечном счете, способствует формированию у студентов общих компетенций, представляющих собой совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне, которые позволят обеспечить успешную социализацию выпускника.
И, хотя эти дисциплины дают лишь основы знаний о государстве и праве, тем не менее, сформированный в ходе учебных занятий интерес к правовым явлениям и институтам может стать в дальнейшем основой для углубленного занятия правом, без которого невозможно становление личности и развитие современного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс. - 2013. - № 4. - С.36-38
2. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы / Е.А. Певцова // Государство и Право. - 2005. - №4. – С. 28 - 36
3. Смоленский, М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества// Журнал Российского Права. - 2004. - №11. – С.20-26 |