Суббота, 27.04.2024, 14:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СПО

УДК 377.112.4

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 29.02.04 «КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

 

В.А. Кондратенко, преподаватель кафедры «ЭЛПП»,

ФСПО, Политехнический институт имени Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г.Орел,

e-mail: kondratenko-v@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы создания практико-ориентированной образовательной среды, в системе обеспечения качества СПО, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности студента специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников  и их неконкурентоспособности является отсутствие организации эффективного практического обучения в области будущей профессиональной деятельности. Эти проблемы возникают при обучении студентов по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают, [2.].

Например, рассмотрим деятельность малого предприятия « Дом моды Нелли Калашниковой». Предприятию требуются модельеры высокой квалификации от деятельности, которых зависит, будет ли выпускаемая швейная  продукция конкурентно способна на рынке продаж,  сможет ли модельер учесть при этом направление моды, иногда даже предсказать его, займет ли его продукция ту нишу на рынке, которая будет приносить желаемую стабильную прибыль. Предприятие также нуждается в конструкторах, которые владеют не только методикой построения и градации лекал, освоить, которую можно окончив курсы, но и различными методиками, так называемого ручного построения и градации лекал швейных изделий, что всегда выгодно выделяет такие изделия на рынке. Особо хочется отметить такое направление в данной специальности, как технолог. Это специалист отвечающий за качество швейного изделия. Квалифицированные технологи очень высоко ценятся на рынке труда, они всегда востребованы в  отрасли.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами  определенной области, [3.].

При организации обучения специалиста данного направления и формирования содержания образования акцент необходимо ставить на принципы организации диалога между преподавателем и учащимся, делать упор на практико-ориентированную деятельность. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности модельера, конструктора и технолога.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалиста на швейном предприятии, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и  практики.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении по специальности 29.02.04 должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента, [1.].

1 этап – Смысловой  

Адаптация к образовательному пространству. Обучающиеся попадают в творческую среду, в мир моды и технологий. Следовательно, у студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

2 этап – Ценностный  

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Обучающиеся пытаются найти себя в профессии.  Осознают свою деятельность, проявляют инициативу. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.

3 этап - Практический    

Непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов  программный продукт для решения небольших по объему  задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

4 этап – Заключительный

Студент уже может организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач по моделированию, конструированию и технологии, оценивать их эффективность и качество.

К заключительному этапу обучения относится:

- производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;

- преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).

На этом этапе окончательно формируется практический опыт  профессиональной деятельности на базе конкретного швейного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.[1.]

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Канаева, Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико- ориентированных технологий,  Современныеисследованиясоциальныхпроблем(электронный научный журнал), №12(20),2012, www.sisp.nkras.ru
  2. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
  3. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании,  М., 2006. – 247 с.

 

 

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 1865 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика