Среда, 08.05.2024, 23:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

Моделирование работы куратора в рамках создания эффективной воспитательной системы

УДК 377.131.11

Моделирование работы куратора в рамках создания эффективной воспитательной системы

 

Л.А. Коссова, преподаватель кафедры

«Экономика и информационные технологии»,

Мценский филиал ОГУ им. И. С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: ryjgjxrf13@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены направления моделирования работы куратора в рамках создания эффективной воспитательной системы.

Проблемы и загадки воспитания молодежи волновало и волнует людей всегда, особенно в современном мире, когда к молодому человеку предъявляются высокие требования со стороны общества. Воспитывает подростка как личность не только семья, но и дошкольные учреждения, школы и ВУЗы.

В самом тяжелом положении оказываются педагоги-кураторы, и другие работники образования связанные с подготовкой молодых специалистов. Они испытывают тройную психологическую нагрузку: во-первых, каждый из них – обыкновенный человек, и все испытания, что ложатся на плечи людей, он несет в себе; во-вторых, как государственный служащий, он должен оправдывать действия правительства, то есть выполнять его заказ, подготавливая востребованного специалиста; в-третьих, как гражданин, должен говорить правду взрослеющему человеку (студенту).

Куратор - посредник между студентами и жизнью вуза. На первом курсе он особенно необходим, но и на старших курсах потребность в кураторе велика. Многие студенты отмечают, что решение спорных вопросов по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. На старших курсах куратор больше времени уделяет студенческой группе, поскольку изучение спец. дисциплин требует внимания, сосредоточенности и ежедневного посещения учебных занятий.

Студенты старших курсов всегда знают к кому обратиться; а куратор узнает группу лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Личность студента - целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной самообразованной сформировавшейся формой еще рано, т.к. психосоциальное развитие продолжается.

Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны куратора, т.к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического.

Это проявляется в том, что молодые люди не всегда осознают ответственность за собственную жизнь, их не интересуют собственные личностные смыслы, они склонны попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны куратора, т.к. могут стать жертвой наркомании и преступных групп. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение и т.д. Студент продолжает развиваться, как субъект учебной деятельности и его роль активного участника собственного образования еще не до конца осознана. Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым.

Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента: вначале позиция опекуна оправдана в период адаптации первокурсников к условиям студенческой жизни, затем куратор приобретает роль организатора первичного воспитательного коллектива, роль организатора самоуправления. Для кураторов второго и третьего курса характерна позиция советника и консультанта по сложным вопросам.

Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам. Личность студента как целостная интегральная система должна развиваться в целостном педагогическом пространстве. В новой социальной ситуации, необходимо по-иному строить воспитательную работу. Куратор в данном контексте, должен направить свои усилия на моделирование и построение воспитательной системы студенческой группы.

Общая цель моделирования работы куратора – разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина – патриота.

Можно выделить три основных направления моделирования:

- первое направление – «Будем знакомы!» (изучение индивидуальных и групповых характеристик студенческого сообщества);

- второе направление – «Студенчество – непредсказуемая увлекательная пора!» (деятельность по сплочению и развитию коллектива группы);

- третье направление – «Мечты и реальность!» (совместная работа куратора, педагогов спец. дисциплин, студентов и родителей по проектированию перспектив и образа жизнедеятельности студенческого сообщества).

«Будем знакомы!». Создание модели воспитательной системы невозможно без глубокого и детального изучения потребностей, склонностей, интересов и других личностных характеристик членов студенческой группы.

Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года.

Работа куратора, в этот период, заключается в подготовке списка группы (занесения его в журнал куратора), ознакомление с информацией карточки абитуриента: выявление потенциальных лидеров, студентов, нуждающихся в социальной поддержке (сироты, инвалиды, студенты из неполных и многодетных семей, иногородние студенты).

Знакомство студентов с учебным заведением  (историей, традициями, Уставом, требованиями к студентам) необходимо начать с 1 сентября и продолжать в течение двух-трёх месяцев.

Высока необходимость дополнительного общения со студентами, кроме учебных занятий, когда куратор, активно включается в жизнь студента и готов участвовать в решении его личных проблем, принимая на себя роль родителя.

Как показывает практика, сплочение группы, выявление интересов ее членов и формирование лидеров происходит наиболее эффективно во время выездов на природу, группового посещение экскурсий, поездки в театр, совместного просмотра кинофильмов, посещения концертов.

В МФ ОГУ им. И. С. Тургенева предусмотрено значительное количество дел, направленных на познание личности студентов, на ознакомление их друг с другом, на проявление индивидуальных особенностей.

«Студенчество – непредсказуемая увлекательная пора!». Второе направление в деятельности по моделированию работы куратора, необходимо поддерживать с первого учебного дня.

Куратором ведется активная работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике различного рода зависимостей, систематически проводятся проверки посещаемости и успеваемости студентов. Проводится работа по привлечению студентов в мероприятия, проводимые в филиале.

Важная роль в повышении академической успеваемости и учебной дисциплины студентов отводится работа с родителями, которую совместно проводят деканат и куратор.

Сплочению студенческой группы способствует разнообразная и интересная внеклассная деятельность. Студенты могут попробовать свои силы в различных направлениях: спортивные секции, танцевальные студии, хоровое и вокальное пение.

На базе МФ ОГУ им. И. С. Тургенева функционирует Ледовый Дворец Спорта, где куратор вместе с группой может провести время и покататься на коньках.

 Студенты активно принимают участие в различных мероприятиях проводимых как в стенах филиала, так и в городских мероприятиях.

Ежегодными традиционными мероприятиями в филиале являются: «День знаний», «Посвящение в студенты», «Разрешите представиться!», «Мисс Универ», «Мистер Универ», «Бессмертный полк», «День призывника», «День Студента» и др.

В МФ ОГУ им. И. С. Тургенева по итогам каждого учебного года происходит награждение лучших студентов по различным номинациям (учебная, научная, культурная, общественная, спортивная жизнь).

Главной целью мероприятий является то, что студенты и куратор вместе ищут пути формирования в каждом личности.

«Мечты и реальность!». Третье направление предполагает помочь студентам жить настоящим, интенсивно и разумно использовать каждую минуту и каждый час текущего дня, и видеть привлекательность завтрашнего.

Ежемесячно проводятся встречи директора Е. В. Жарких со студенческим активом. Студенты делятся проблемами, высказывают свое мнение о работе кураторов, кафедр, преподавателей.

В свою очередь, администрация МФ ОГУ им. И. С. Тургенева, отслеживает и поощряет работу кураторов. Ежегодно проводится конкурс на звание «Лучший куратор академической группы». Студенты с интересом следят за деятельностью своих кураторов и с большим удовольствием принимают участие в их конкурсной программе, представляя куратора, студентов группы в различных сферах и направлениях деятельности.

Значимым направлением моделирования работы куратора является формирование профессиональной направленности студентов группы.

Эффективным средством направления, является творческая мастерская куратора. Такой способ моделирования отношения куратора с группой, позволяет создать условия для раскрепощения и творчества студентов группы.

В рамках творческой мастерской проводятся классные часы (в форме КВНов, деловых игр, встреч с интересными людьми), посвященные выработке взглядов на свою будущую профессиональную деятельность.  

В МФ ОГУ им. И. С. Тургенева проводятся мероприятия, направленные на повышение интереса к профессии (встречи с выпускниками, занимающими руководящие должности, работодателями, презентации кафедр и т.п.).

Подход к воспитанию студентов с помощью моделирования работы куратора, предполагает оказание помощи студенту в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его потенциальных возможностей, становлении самосознания; дает возможность оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей, и, что особенно важно, моделирование работы куратора позволяет проектировать будущие результаты воспитания, как отдельной личности студента, так и студенческого сообщества образовательного учреждения в целом.

Моделирование, и диагностирование воспитательного процесса – одна из ключевых задач теории и практики воспитания студенческой молодежи сегодня.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахтямова, З.А. Адаптация первокурсников в вузовской среде. Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 109-112
  2. Ильяева, И.А. Институт кураторства в вузах России в условиях глобализации образования. Среднерусский вестник общественных наук / И.А. Ильяева, Т.А. Леонтенко. 2010. № 1. С. 40-43
  3. Кузнецова, А.В. Наставничество как форма социальной активности студентов. В сборнике: Социальная активность молодежи: векторы развития. 2010. С. 156-158
  4. Шнейдер, Е.М.. Особенности выбора стиля педагогического руководства куратора академической группы студентов. В сборнике: Образование: традиции и инновации / Е.М. Шнейдер, С.А. Белов, С.А.  Сущенко,. 2014. С. 581-584
Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 551 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика