Четверг, 09.05.2024, 15:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АССОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АССОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В.Н. Долгова, канд.ист.наук, доцент,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева, г.Карачев,

e-mail: dolgovaveronika@mail.ru

 

Аннотация. В статье дано понятие «здоровый образ жизни» и его компоненты, представлены основные направления воспитательной работы по  пропаганде здорового образа жизни в Карачевском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева.

Актуальность темы исследования.  Жизнь с каждым днем становиться сложнее, в связи с глобальными проблемами современности человеку все труднее сохранить сове здоровье, в связи с этим как никогда становится актуальным изучение наиболее эффективных способов привития интереса к здоровому образу жизни среди подрастающего поколения.

Целью исследования являлось охарактеризовать пути и методы пропаганды здорового образа жизни и профилактики девиантного поведения среди студентов Карачевского филиала ОГУ им. И.С.Тургенева. Исходя из цели задачи сводились к следующему:

- дать определение здорового образа жизни и его компонентов;

-изучить причины и формы девиантного (асоциального) поведения в подростковой среде;

- охарактеризовать организацию пропаганды здорового образа жизни и профилактики отклоняющегося поведения среди студентов среднего профессионального образования.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

К компонентам здорового образа жизни относятся:

1) двигательная активность;

2) обеспечение психического здоровья;

3) рациональное питание;

4) закаливание и тренировка иммунитета;

5) отказ от вредных привычек;

6)выполнение гигиенических требований;

7)умение избегать социальных конфликтов и быть толерантным к окружающим.

Двигательная активность является обязательным компонентом здорового образа жизни. Согласно исследованиям японских ученых движение на прямую влияет на психическое и физическое состояние  человека. В современной Японии действует программа «Две тысячи шагов к здоровью», которая направленна на пропаганду двигательной активности.

Следует сказать, что потребность в движении является биологической потребностью обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает человеку внешнюю привлекательность, стройностью фигуры и атлетичность), но сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем.

Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности при прочих равных условиях у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее. Физическая тренировка способствует росту функциональных резервов организма, благодаря чему он оказывается более адаптированным к тем чрезмерным мышечным нагрузкам, которые ему приходится порой выполнять. Кроме того, ежедневные пешие прогулки, занятие спортом позволяют справиться человеку со стрессом, так как в процессе движения разрушается гормон стресса.

Вторым компонентом здорового образа жизни является психическое здоровье. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебной или производственной работой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т.д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому  важно, владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья.

Третьим элементом здорового образа жизни является рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере выполняло эти функции, питание должно отвечать определенным требованиям, среди которых главными являются следующие условия:

а) оно должно быть максимально натуральным;

б) соответствовать анатомо-физиологическим особенностям данного человека и выполняемой им работе;

в) не превращаться в культ, а оставаться, прежде всего потребностью, а лишь затем — удовольствием.

При несоблюдении указанных требований у человека нарушается деятельность не только пищеварительной системы, но страдают практически все функции организма. В результате снижается уровень здоровья, сопротивляемость инфекции, работоспособность, развиваются многие заболевания, в том числе и такие, как ожирение, диабет, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и многие другие.

Четвертым элементом здорового образа жизни является закаливание и тренировка иммунитета. В настоящее время большинство пропусков занятий студентами и случаев заболеваемости у людей трудоспособного возраста связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что человек вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что люди, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче.

Пятым элементом является четко спланированный режим жизни. Все поведение человека, выполнение им своих обязанностей, как и досуг, сон должны подчиняться определенной закономерности, которая бы соответствовала требованиям:

  • любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма;
  • в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями и т.п.

Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

Шестым элементом является отказ от вредных привычек, к которым относят регулярное употребление веществ и продуктов, наносящих вред здоровью человека. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотические продукты, токсические вещества и др. Каждое из них не только при систематическом, но порой и при однократном употреблении вызывает серьезные нарушения в деятельности организма, из-за чего они и получили название «вредных», а их постоянное употребление называют «вредными привычками».

Чаще всего употребление вредных веществ связано с их способностью затормаживать сознание человека, которому теперь кажется, что для него перестали существовать какие-то жизненные проблемы и неприятные обстоятельства. Но после окончания действия таких веществ, уже нанесших вред здоровью, проблемы по-прежнему остаются, а здоровье и время, которое можно было бы использовать для их разрешения, оказываются потерянными.

Седьмым элементом является выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается не только кожных покровов, но и волос, ротовой полости, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, обучения, питания и др. Рекомендации, как следует поддерживать чистоту своего тела и такой окружающей обстановки, которая бы не вредила здоровью человека, дает наука гигиена.

Восьмым элементом здорового образа жизни является умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, с одной стороны, как предупредить их возникновение, а с другой, если опасная ситуация возникла, то как себя вести в ней с наименьшим ущербом для здоровья. Как уже было сказано выше, одним из элементов здорового образа жизни является отказ от вредных привычек, употребления алкоголя, табачных изделий, наркотиков.

Здоровый образ жизни напрямую связан с профилактикой асоциального поведения. Асоциальное поведение (или антиобщественное поведение) – это поведение, которое противоречит социальным нормам при недостаточном развитии у личности нравственных, правовых ценностей и проявляющееся в поступках и действиях. В современной литературе асоциальное поведение иногда называют девиантным или отклоняющимся от социальных норм и правил поведением. К наиболее распространённым формам асоциального поведения относятся алкоголизм, пьянство, табачная зависимость, наркомания, половая распущенность, преступность, склонность к бродяжничеству. Под наркоманией следует понимать болезненное влечение к наркотическим, психотропным, снотворным и болеутоляющим препаратам. Понятно, что асоциальное поведение проще предотвратить с помощью профилактических средств, а нежели бороться с ними.

Организация пропаганды здорового образа жизни в Карачевском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева.

Первые же понятия по здоровому образу жизни  ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент здорового поколения. При прохождении вторичной социализации студентами  в Карачевском филиале необходимо учитывать их индивидуально - психологические особенности. 

Кроме того, учитывать тот факт, что в подростковой среде современной молодежи  сохраняется мода на курение и употребление пива. Поэтому в нашем учебном заведении построено комплексная работа по привитию обучающимся здорового образа жизни. С  подростками на протяжении 4 лет работают специалисты(педагоги, кураторы, специалисты по работе с молодежью). Университет берет на себя ответственность за воспитание молодежи и принимает необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений
среди обучающихся. Только системная работа и соблюдение единства требований всех участников воспитательного процесса (кураторов, педагогов, психолога, социального педагога) позволяет получить  устойчивые результаты в коррекции и профилактики асоциального (отклоняющегося) поведения.

Воспитательная работа со студентами в филиале строится на следующих принципах:

1) Принцип системности предполагает, что  воспитательное воздействие с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики отклоняющегося поведения  осуществляется в рамках единой и целостной системы воспитательного воздействия на уровнях студенческих групп и филиала в целом. Данный принцип реализуется через систему таких мероприятий, как разработку и проведение программных профилактических мероприятий    (индивидуальная и групповая работа, беседы, классные  часы, просмотр различных передач на данную  тему, посещение лекций ).

2) Принцип ценностной ориентации включает формирование у подростков и молодежи  мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважения к личности, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров злоупотребления алкоголем и иных психоактивных веществ.

3) Принцип комплексности – предполагает согласованность взаимодействия: специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (педагоги, психологи, врачи, социальные педагоги и работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы по делам несовершеннолетних и др.).

4) Принцип постоянства и последовательности (этапность) заключается в создании  условий и формированию мотивации к саморазвитию ребенка и его способностей.

Мне хотелось бы остановиться на наиболее важных аспектах профилактики асоциальных явлений, проводимой в Карачевском филиале. Ликвидация пробелов в знаниях студентов являетсяважным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны кураторов позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с обучающимися.  Основной  формой профилактики правонарушений среди студентов на ряду с беседами и контролем пропусков является организация досуга студентов, широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, способствующих развитию творческой инициативы студента, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

 

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 1014 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика