УДК 374.32
КРИЗИС ЧТЕНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПО
М.В. Ковалева, доцент, канд. ист. наук,
А.Н. Гаврикова, нач. отдела по УМР,
Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,
e-mail: lenhorlens@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается значение процесса чтения для развития и обучения студентов СПО, причины кризиса этого явления в современном обществе и проблемы, которые это вызывает у обучающихся. Также рассматриваются некоторые шаги, предпринимаемые для преодоления данных проблем в Мценском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева.
Ещё недавно наша страна гордилась тем, что была одной из самых читающих в мире. Даже в таком небольшом городе, как Мценск, было два крупных книжных магазина и один небольшой. Один из магазинов был посвящён научной книге. Полки в нём уходили под самый потолок, так что книги с верхних полок можно было достать, только поднявшись по специальным приставным лестницам. Кроме книг по технике и гуманитарным наукам, там можно было купить различные ноты, репродукции картин всех размеров, от открыток до полутораметровых листов, разноцветные карты. В конце перестройки, когда в свободной продаже появились художественные книги, многочисленные лотки с литературой можно было встретить в самых разных точках города, от рынка до рядов. Не читать было стыдно. Даже те, кто ленился это делать, ставили ряды книг, подобранных по цвету, на полках в гостиных для красоты. В каждой квартире выписывали газеты и журналы.
В 1990-е гг., когда население нашей страны начало испытывать материальные трудности, книги, газеты и журналы стали одной из первых статей, на которой граждане пытались экономить. Было разрушено снабжение библиотек новой литературой, что снизило интерес читателей к их фондам.
Развитие компьютерных технологий привело к формированию качественно иного способа получения информации в рамках экранной культуры. Вместе с тем технический прогресс противоречиво отразился на способностях самого человека, что мы можем наблюдать на примере всё новых поколений студентов СПО.
Как известно, чтение – процесс, тесно связанный с формированием речи. Ещё лет восемь назад преподаватели Мценского филиала расстраивались, что учащиеся не ставят или ставят не там, где нужно, запятые. В последние два года обнаружилось нарастание среди вновь поступивших обучающихся гораздо более серьёзной тенденции – неспособность согласовывать окончания в словах предложения, род и число существительных с относящимися к ним прилагательными и глаголами. Как правило, такая неграмотность сочетается с узким кругозором, плохой памятью и малоразвитой способностью к рассказу и пересказу. Причиной последних нарушений является использование учащимися телефонов и смартфонов в качестве собственной памяти. Как только электронное устройство отключается, студент чувствует себя абсолютно беспомощным, потому что достаточных запасов информации в собственной голове, которые он мог бы активизировать с помощью памяти, у него нет.
Рисунок 1 - Мероприятия по популяризации чтения, проводимые в Мценском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева
Чтение – сложный нейрофизиологический процесс, состоящий из двух стадий: «Первый состоит из звуко-буквенного анализа и удержания получаемой информации в оперативной памяти. Этот уровень обеспечивает скорость, точность и объем восприятия. Второй, семантический, уровень обеспечивает понимание значения и смысла информации, использование смысловых догадок, сличение возникающих гипотез с исходным материалом. Оба уровня тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга», [1]. А.А. Петриковой отмечается, что нарушение навыков чтения у младших школьников в ряде случаев является результатом индивидуально - психологических особенностей учащихся, несформированности ряда механизмов восприятия (зрительного, слухового, эмоционального), а также операций логического анализа в процессе запоминания, [1] . Упущение времени в формировании необходимых навыков и операций головного мозга приводит в дальнейшем именно к тем проблемам у вновь поступивших студентов СПО, о которых мы упоминали в начале.
Исправить создавшуюся ситуацию в один момент, конечно, теперь не получится. Однако и опускать руки тоже не стоит. Для популяризации чтения и, как следствие, для повышения общего уровня развития студентов СПО в Мценском филиале был предпринят ряд действий.
В библиотеке был открыт бук-кроссинг, безвозмездный обмен книгами. Каждый мог принести лишние и прочитанные книги из дома, взяв для чтения или навсегда книгу, принесённую другим человеком.
В некоторых кабинетах книги были расставлены просто в шкафах с разрешением учащимся брать их, смотреть, читать и забирать домой.
Для привлечения внимания к книгам поиск информации по их страницам стал одним из конкурсов в квесте, проводившемся в здании филиала для студентов 1-го курса высшего образования. Квест представлял собой игру с расшифровкой маршрута, ведущего к месту, где было спрятано «сокровище». В рамках игры студенты получали информацию, разгадывая различные конкурсы, а заодно знакомясь с зданием филиала.
Учитывая преобладание в современном мире «экранного» типа культуры, в Мценском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева прошли мероприятия по популяризации творчества знаменитых писателей с использованием широкого зрительного ряда, включавшего презентации, экранизации и театральные постановки. Так был отмечен юбилей У. Шекспира, в рамках которого обучающиеся познакомились с биографией писателя, читали его стихи на русском и английском языках, слушали песни на его сонеты, смотрели экранизацию комедии «Двенадцатая ночь».
В рамках мероприятия, посвящённого влиянию И.С. Тургенева на российскую и мировую культуру, обучающиеся и гости узнали много новых фактов, связанных с пребыванием писателя за границей, историей переводов его произведений на различные европейские языки. Зрители смогли познакомиться с большим отрывком постановки пьесы писателя «Месяц в деревне», где все роли исполняли студенты Мценского филиала. Им была предоставлена возможность услышать романс «Утро туманное» на нескольких европейских языках, а также познакомиться с музыкой, написанной П.Виардо с использованием русских мотивов.
Филиал развивает отношения с районной межпоселенческой библиотекой им. И.С. Тургенева, в которой наши студенты стали желанными гостями на различных мероприятиях, после которых некоторые стали и её читателями.
Конечно, рано говорить о каких-то грандиозных успехах по возрождению интереса к чтению среди молодёжи, однако, как говорится, «дорогу осилит идущий».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петрикова А. А. Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших школьников и их учет при овладении техникой чтения на иностранном языке // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 144-151.Эл. доступ: http://moluch.ru/archive/26/2757/
|