Суббота, 27.04.2024, 13:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.017.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Г.Д. Дорохова, канд. пед. наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: dekdor@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт организации гражданско-патриотического воспитания студентов в филиале, который формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Умелое сочетание различных форм работы со студентами, тесное взаимодействие с органами студенческого самоуправления и студенческими объединениями, четко выраженная корпоративность, добровольческая деятельность позволяют решать задачи формирования и развития личности будущего специалиста – разносторонне развитого, компетентного, инициативного, ответственного и имеющего творческий потенциал.

На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в обществе значительно возросли националистические настроения. В молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Время, которое мы сейчас переживаем, большинство ученых считает этапом системного кризиса, непосредственно влияющего на состояние молодых людей. На наш взгляд, активная и инициативная молодежь - это мощный ресурс для инновационного развития любого государства, движущая сила современного общества. Молодые особенно восприимчивы ко всему новому в политической, экономической и общественной сферах жизни страны. Безусловно, будущее нашего общества и в целом России сегодня во многом зависит именно от молодежи и ее инициатив, ведь молодость – прекрасное время, в котором закладывается фундамент жизненного успеха. Молодость – это время свершений, которыми уже сейчас может гордиться страна. Мы празднуем победы наших молодых спортсменов, восхищаемся открытиями и изобретениями молодых ученых, радуемся творческим достижениям талантливой российской молодежи.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим вопросы гражданско-правового и патриотического воспитания становятся наиболее актуальными. Проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного общества.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. На наш взгляд, правильным является определение, что «патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами учебного заведения. Большую роль здесь выполняют семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения.

В целях воспитания любви и уважения к Родине, формирования гражданственности, толерантности, повышения уровня правовой культуры в филиале создан и функционирует Центр духовно-нравственного воспитания студентов. В его структуру входят студенческие клубы, созданные на кафедрах филиала: Основной целью деятельности студенческого дискуссионного клуба «Откровенный разговор» является патриотическое и гражданское воспитание студентов, формирование культуры толерантности. Конечным результатом деятельности клуба должно стать формирование личности с активной жизненной позицией, гражданина своей страны, способного брать ответственность за себя. В рамках клуба проводятся открытые заседания по проблемам, волнующим студенческую молодежь: «Живу, как хочу!», «Поле битвы – интернет!», «Семья и брак: мужское и женское», «Толерантность – основа жизни гражданского общества» и др.

Студенческий краеведческий клуб «Родник» создан в целях изучения исторических, социально-экономических, культурных аспектов и жизни города и района; проведения анализа научно-исследовательского, литературного материала, умелого использование газетно-журнальной информации, посещения краеведческих экскурсий, обсуждения книг, новинок. В рамках работы клуба «Родник» проводятся традиционные встречи с ветеранами ливенцами – участниками Великой Отечественной войны «Годы боевые – Ливны фронтовые», с писателями и поэтами-краеведами «Ливенские родники»; экскурсии в краеведческий музей, по местам боевой славы; готовятся тематические книжные выставки, собирается и систематизируется краеведческий материал. На заседаниях клуба «Непобедимые из сорок первого», «Людских судеб черная боль – Чернобыль», «Репрессии. Трагические страницы в истории нашего города» студенты выступают с сообщениями и докладами по результатам проведенных исследований о родном крае.

Студенческий клуб «Я и право» функционирует в целях передачи студентам дополнительной суммы правовых знаний, формирования правовых идей, чувств, убеждений; углубления и развития уровня правовой культуры личности, ее правовой образованности, подчинение личного поведения требованиям юридических норм, умение пользоваться современными технологиями обмена правовой информации. Заседания клуба часто посвящаются политическим событиям, которые происходят в стране, регионе, городе.

Деятельность клуба молодых избирателей «Демократ направлена на воспитание активной гражданской позиции, получение правовых знаний о выборах, правовое просвещение, повышение электоральной активности молодых избирателей. Проводятся встречи с депутатами городского совета народных депутатов. Студенты обсуждают различные вопросы избирательного права, участвуют в тематических заседаниях «Демократия от или демократия для», «Молодежь и выборы», «Я – молодой избиратель!», «Время выбирать!» и др. Члены клуба активно участвуют в различных конкурсах, организуемых областной и территориальной избирательными комиссиями.

Главной целью работы клуба «Данко» является участие студенческой молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности, направленной на формирование общечеловеческих ценностей в молодежной среде, улучшение благосостояния общества; распространение идей и принципов социального служения  среди населения. Работа клуба реализуется через вовлечение студентов в социальную практику, развитие созидательной активности молодежи, предоставление возможности студенческой молодежи проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание, интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских мероприятий, осуществление рекламно-информационной деятельности, направленной на пропаганду здорового образа жизни. Студенты принимают активное участие в благоустройстве города и уборке территории в рамках Дней экологической культуры, в акциях «Милосердие», «Больше доноров – больше жизни!», во Всероссийской неделе добра, посещают Дом ветеранов, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с культурной программой.

Активно реализуются в воспитательной работе проекты «Толерантность – основа культуры и мира», «Формирование активной жизненной позиции у студентов», «От сердца к сердцу», «Победа ради жизни», фестиваль школьного и студенческого творчества «Юность», которые формируют такие личностные качества студентов, как толерантность, активность, инициативность, ответственность, взаимопомощь. Большую роль в воспитании патриотизма играют военно-спортивные мероприятия «Державы российской Орлы!», «Опора России», которые состоят не только из спортивных состязаний, но и вопросов на знание истории своей страны, города.

Таким образом, можно сделать вывод, что важной составной частью воспитательного процесса в профессиональной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента. Именно на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Для профессионального образования особенно актуальным является наличие воспитательной среды и насыщенность этой культурной среды мероприятиями, которые способствовали бы формированию активной гражданской позиции и развитию политической культуры студенческой молодежи. Чем чаще привлекается студенческая молодежь к организации и проведению массовых мероприятий города, тем в большей степени молодежь проникается идеями патриотизма и любви к малой родине, осознает свою значимость в реализации основных направлений молодежной политики своего родного города. От реализации молодежных инициатив, участия в политической жизни города, формирования молодежных общественных объединений и организаций зависит развитие муниципального образования. Молодежь – это особая сила, которая может носить как созидательный, так и деструктивный характер. Именно от того, каковы будут приоритеты молодежной политики, будет зависеть общая направленность развития общества в целом.

Таким образом, можно отметить, что умелое сочетание различных форм работы со студентами, тесное взаимодействие с органами студенческого самоуправления и студенческими объединениями, четко выраженная корпоративность, активное участие в жизни города и региона позволяют решать задачи формирования и развития личности будущего специалиста – патриота и гражданина своей страны.

 

 

 

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 992 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика