Четверг, 09.05.2024, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПО ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПО ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ

 

Е.В. Герасина, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны.

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются способы формирования общих компетенций студентов среднего профессионального образования. Показана роль разнообразных методов и технологий в формировании общих компетенций, необходимых для профессиональной подготовки современного специалиста. Обосновывается необходимость использования различных форм обучения направленных на формирование общих компетенций студентов среднего профессионального образования.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования общество поставило перед учреждениями среднего профессионального образования серьезнейшие задачи воспитания человека, который не только сможет по окончанию учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готовым эту жизнь преобразовывать и совершенствовать.

Профессиональное образование сегодня – это процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Молодые люди получают профессиональное образование в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.

Наиболее ёмкие понятия, отражающие единство обучения, воспитания и развития – это понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связано качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Компетенции можно рассматривать как возможность установления связи между наличными знаниями и требованиями ситуации, как умение-способность в определенных условиях найти действие, адекватное проблемной ситуации. Становится важно не столько то, что знает специалист о каком-либо аспекте своей деятельности, но в каких достаточно общих для этой деятельности ситуациях он может находить правильные решения.

Таким образом, реализация компетентностного подхода  предполагает перенос акцентов на воспитательную и  развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие. Обеспечить на государственном  уровне трансляцию компетентностного подхода призваны ФГОС СПО, в которых итоговые требования к выпускникам учебных учреждений разного уровня выражены в виде конкретного  перечня компетенций. Результаты среднего профессионального образования представляются во ФГОС СПО как сформированные в процессе обучения общие, общепрофессиональные компетенции. Общие компетенции отражают готовность выпускника к самостоятельной жизни в обществе, труду, саморазвитию и продолжению образования.

Общие компетенции понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».

В рабочей программе каждой учебной дисциплины имеются требования к результатам обучения, в которых отражены все общие компетенции, заложенные в программу изучения каждого предмета.

Для формирования общих компетенций, я на своих занятиях по химии использую разные приёмы и формы работы со студентами.

Каждое занятие я начинаю с создания проблемной ситуации, которая способствует необходимости выстраивать план (программу) деятельности, находить способы и методы выполнения задачи, прогнозировать результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей. Применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания, и направлена на формирование второй общей компетенции, т.е. организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Например создается проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание преподавателя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Формирование четвертой общей компетенции, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, происходит через работу над учебными проектами.

Например учебный проект по химии «Обвиняются природные источники углеводородов». Данное занятие является завершающим в теме «Углеводороды», при изучении которой студенты познакомились с классификацией веществ, их свойствами, применением, получением; научились составлять уравнения химических реакций на основе генетической связи между алканами, алкенами, алкинами; прогнозировать свойства веществ исходя из их химического строения, обосновывать их применение.

В процессе работы над проектом студенты выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих поисково-исследовательские методы. Работая над проектом обучающиеся выделяют перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет, сопоставляют информацию из различных источников, определяют соответствие информации поставленной задаче, классифицируют и обобщают информацию.

При проведении самостоятельная работа во внеурочное время формируется пятая общая компетентность, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, обучающиеся осуществляют поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях, используют средства ИТ для обработки и хранения информации, представляют информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения, создают презентации в различных формах.

Провожу свои занятия с использование групповой и парной работы, которые направлены на формирование шестой общей компетенции, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Работая в группе или в паре обучающиеся выбирают стиль общения в соответствии с ситуацией, признают чужое мнение, при необходимости отстаивают собственное мнение, ведут деловую беседу в соответствии с этическими нормами, организуют коллективное обсуждение рабочей ситуации.

На занятии «Алкены. Диеновые углеводороды» второй этап занятия включает в себя  самостоятельное изучение материала и обмен информацией в парах внутри каждой группы. Каждый студент получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить, пользуясь материалом учебника. Все задания поделены на несколько групп: состав и строение, изомерия и номенклатура,  способы получения, химические свойства алкенов и алкадиенов,  каучуки, их виды и значение. Каждый получает опорный конспект в виде таблицы. Выполняя задания, студенты заполняют соответствующую графу таблицы. Преподаватель может проверить  правильность выполнения заданий. На этом же этапе обучающиеся работают в парах, знакомя друг друга с аспектом темы, который они изучали. Состав пар внутри каждой группы меняется. Таким образом, в ходе работы все учащиеся внутри группы изучают все вопросы изучаемой темы и заполняют опорный конспект.

Все общие компетенции я пытаюсь формировать на каждом своём занятии химии с обучающимися.

Стандарты профессионального образования определяют общие компетенции как конечные результаты освоения обучающимся основных профессиональных образовательных программ. Вместе с тем общие компетенции определены как результаты освоения профессиональных модулей и учебных дисциплин, причем таким образом, что одна и та же общая компетенция может оказаться результатом освоения обучающимся каждой из десятка и более структурных единиц ОПОП.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович // Современные проблемы науки и образования. 2014.  № 5.

2. Ермаков Д. Компетентностный подход в образовании // Педагогика.  2011. №4. С. 8-15.

3. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. 2012. №3.  С. 4-9.

4. Пичугина Г. А. Активные формы обучения на уроках химии // Химия в школе. 2009. N 5. С. 33-38.

 

Категория: 5. Роль воспитательного компонента в процессе становления будущих специалистов | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика