Четверг, 09.05.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования

СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ФАКУЛЬТЕТА

УДК 37.047

СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ФАКУЛЬТЕТА

 

Т.Н. Сафонова, декан ТЭФ, канд. техн. наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: safonova-modul@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются основы профориентационной работы факультета с опорой на компетентностный подход и развитие профессиональных навыков студентов процессе обучения.

Стратегической целью модернизации системы образования в России выступает ее адаптация к запросам рынка труда, который требует развития профессиональных компетенций студентов, формирование практических умений и навыков. Здесь необходимо обратить внимание на тенденцию, которая непосредственно относится к профориентационной работе: в современных условиях наиболее важными становятся не знания, которые устаревают в течение примерно пяти лет, а способность человека к обучению, его потенциал. Именно потенциал будущего специалиста становится востребованным большинством работодателей. При этом становится понятной важность компетентностного подхода к оценке выпускников: наличие компетенций в определенной сфере позволяет определить тот самый потенциал человека, сферу наиболее эффективного приложения трудовых функций выпускника. Поэтому проведение профориентационных мероприятий в образовательном учреждении может служить для решения таких задач:

- формирование представления молодого человека о своем потенциале, сфере его приложения, перспективах трудоустройства;

- обучение молодых специалистов не только профессии, но и процессу трудоустройства;

- обеспечение практики и стажировки студентов на предприятиях – партнерах, сотрудничество с потенциальными работодателями.

Профориентационная работа является научно обоснованной системой мер по оказанию социальной и личностной помощи молодежи в выявлении склонностей и познавательных интересов; развитию способностей и профессиональных компетенций; содействию в становлении активной и конкурентоспособной личности будущего специалиста, ответственного, готового к самосовершенствованию, социальной мобильности и устойчивости на рынке труда; формированию потребности трудиться и готовности к труду в условиях динамично меняющейся профильной и квалификационной структуры рынка труда. Она реализуется через учебно - воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Система профориентационной работы носит комплексный, интеграционный характер. В идеале она должна начинаться в школе (в момент выбора профиля обучения), но наиболее целенаправленно ее необходимо вести при выборе профессии (при поступлении в профессиональное учебное заведение), и по окончании его в процессе трудоустройства.

Существует несколько компонент в системе профориентации [1].

Активизирующая компонента. Проводится на начальных этапах работы, и формирует положительную мотивацию к прохождению дальнейших профориентационных процедур. Ее целью является формирование установки на профессиональное самоопределение, побуждение к самостоятельному выбору, активному поиску своего места в жизни. Проводится в форме тестов, игр, дискуссий, кружков творческой деятельности, экскурсий и т.п. В рамках этой компоненты преподавателями факультета проводятся различные мероприятия для школьников и абитуриентов: кружки технического творчества, экскурсии по факультетским лабораториям, Дни занимательной науки, работа по методике Junior Skills Russia.

Информационная компонента. Заключается в проведении лекций по планированию карьеры, ярмарок вакансий, информировании о тенденциях на рынке труда, презентаций предприятий, коммерческих организаций. Со стороны профессионального учебного заведения это ежегодное проведение Дня открытых дверей, представление информации для абитуриентов о реализуемых специальностях и направлениях подготовки на факультете.

Одной из реализуемых форм информационного подхода является проведение конференций, круглых столов, олимпиад и других общественных мероприятий на базе факультета, позиционирование факультета как площадки научно-технического взаимодействия с потенциальными работодателями, структурными подразделениями ОГУ, школами города и района.

Тем не менее, отсутствует работа по системному представлению информации о преимуществах нашего учебного заведения в СМИ, не осуществляются маркетинговые исследования рынка труда с целью эффективного трудоустройства выпускников всех уровней образования, мониторинг занятости выпускников проводится извне, при регистрации их в системе пенсионного обеспечения. А трудоустройство выпускников является одним из показателей эффективности учебного заведения.

Диагностико - консультационная компонента. Целью является выявление профессиональных наклонностей человека на основе тестовой диагностики. Заключается в проведении психологического тестирования и дальнейшей консультации по выбору профессии. Проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Такую работу проводит Центр занятости населения, но если мы хотим получать более заинтересованных в своей профессии студентов, то такие консультации необходимо проводить на стадии подачи документов, с тем чтобы определить психологическую и эмоциональную готовность, личностные характеристики абитуриента. Это поможет избежать ситуаций выбора специальности родителями, когда у их ребенка другие предпочтения и наклонности.

Развивающая компонента. Целью является развитие профессиональных навыков и личностных качеств, которые могут быть востребованы в будущей профессиональной жизни, формирование компетенций будущего специалиста. Такую работу целесообразно проводить на этапе обучения профессии (специальности). Проводится в виде тренингов, деловых игр, практик. В рамках этого направления уже проведена работа по изменению учебных планов и образовательных программ в сторону увеличения практикоориентированности, поскольку акцент на лекционных методиках преподавания и традиционных системах контроля знаний сокращает запоминаемость информации, лишает студента понимания как использовать полученные знания на практике, формирует представление о предмете как о «бесполезном» для дальнейшей работы. Современный компетентностный подход к формированию выпускника требует внедрения прогрессивных методик в образовательный процесс, специальных курсов, направленных на применение полученных знаний, формирование профессиональных навыков и мастерства студентов. Необходима дальнейшая оптимизация образовательных программ в рамках ФГОС за счет уменьшения числа учебных курсов и увеличения практической составляющей, необходимой для лучшей профессиональной ориентированности выпускников.

Процесс получения профессионального образования не будет полным без вовлечения студентов в производственные и бизнес-процессы на предприятиях отрасли. Для развития данной сферы необходимы активные контакты учебного заведения с предприятиями и организациями города и района, наличие стратегических партнеров, которые выступают не только местом прохождения практики, но и являются перспективным работодателем, заказчиком проводимых в образовательном учреждении научных работ, тренингов для персонала, обучающих семинаров, научно-практических конференций. Такие партнеры у нашего учебного заведения есть. Это АО «ГМС–Ливгидромаш», ОАО «Промприбор», ОАО «Автоагрегат», АО «Ливнынасос», ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения», МУП «Архитектура» г. Ливны и др.

Ориентированность факультета на удовлетворение реальных запросов регионального работодателя, социальное партнерство с ведущими промышленными предприятиями города, позволяет говорить о практикоориентированности учебного процесса, которая состоит в организации подготовки кадров на основе договоров с предприятиями и организациями региона, привлечении работодателей к экспертизе и разработке рабочих программ, введении дисциплин по выбору в соответствии с нуждами производства, предоставлении предприятиями и организациями мест для практики студентов в рамках договоров, выполнении курсовых и дипломных проектов (работ) по тематике предприятий, организации научно-исследовательских работ, повышении квалификации преподавателей выпускающих кафедр на базе ведущих предприятий.

Многолетнее сотрудничество кафедр факультета с промышленными предприятиями г. Ливны позволяет быть в курсе меняющихся потребностей промышленности и своевременно реагировать в направлении корректировки процесса обучения.

Одной из форм социального партнерства, активно используемых факультетом, является организация и проведение учебной и производственной практик на базе ведущих предприятий и организаций города и района. Организация учебной и производственной практик направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессией и соответствия компетентностной модели выпускника требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Дальнейшее взаимодействие с социальными партнерами должно быть направлено на развитие системы базовых кафедр на учебно-производственных площадках предприятий-партнеров, поскольку требованию ФГОС по участию в образовательном процессе руководителей и ведущих специалистов мы удовлетворяем частично.

Другой формой профориентации обучающихся и развития профессиональных компетенций является предоставление студентам старших курсов факультета возможности совмещения учебы и работы. Такая практика существует и в настоящее время, ее необходимо развивать во взаимодействии с потенциальным работодателем и по его запросу.

Новым направлением работы кафедр факультета стало участие в международном некоммерческом движении WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. В настоящий момент идет подготовка экспертного сообщества из числа сотрудников факультета по компетенциям «Сетевое и программное администрирование» и «Токарные работы на станках с ЧПУ», а также параллельная подготовка студентов к соревнованиям по основам профессионального мастерства. Для установления соответствия образовательных программ требованиям профессиональных стандартов проведена огромная работа по определению этих соответствий, дальнейшая работа должна быть направлена на внедрение методики WorldSkills в практику обучения студентов, а именно, использование актуализированных оценочных материалов из конкурсных заданий WorldSkills по соответствующим компетенциям в рамках текущей и итоговой аттестации выпускников, разработку ФОС с применением методики оценки WorldSkills Russia.

Таким образом, для успешного самоопределения будущих специалистов на рынке труда необходимо совершенствовать профориентационную работу в рамках выбранных направлений, а также искать новые пути привлечения абитуриентов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтухов, В. В. «Профкарьера»: профориентация для студентов и выпускников вузов [Текст] / В. В. Алтухов, Е. А. Орлова, А. Г. Серебряков // Психология в вузе. - 2006. - N 3. - С. 55-68.

Категория: 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 436 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика