Четверг, 09.05.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

УДК 37.047

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

 

М.О. Лихман, ст. преподаватель

кафедры инженерного образования

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: duches59@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье говорится об актуальности профориентационной работы со школами, о результатах исследований, которые проводились по этой теме и о путях реализации работы по профориентации в настоящее время.

В России профориентационная деятельность начала развиваться в начале XX века. Но, возрастающие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, так как профессиональные намерения некоторых учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать во взаимодействии со всей системой учебно-воспитательного процесса. Поэтому можно сказать, что профориентация является важным моментом в развитии каждого человека и в функционировании общества в целом.

В качестве одного из важных направлений работы общеобразовательного учреждения по профессиональной ориентации можно назвать профессиональное просвещение – доведение до учащихся сведений о различных профессиях и современных производствах, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях и оплате труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения. Помимо этого, учащиеся должны быть ознакомлены с основными общетрудовыми и общепроизводственными понятиями: «культура труда», «трудовая дисциплина», «принципы планирования», «структура предприятия» и прочее.

Завершающим этапом системы профориентации учащихся является профессиональное воспитание. Оно включает в себя формирование профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в побуждении учащихся к учебной работе, общественно-полезному и производственному труду. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.

Цель профессионального воспитания – это личностное развитие субъекта, формирование его профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, которые обеспечивают непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.

В народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые как не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку, так и накладывают ограничения по этим признакам. Поэтому важно еще как можно раньше ознакомить учащихся с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Однако, существующая система профориентационной работы в обще-образовательных школах не обеспечивает в полной мере потребности школьников в информации для сознательного выбора профессии и требует совершенствования по следующим параметрам:

1) более детальное определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду профессиональной деятельности и возможности их реализации;

2) изучение самостоятельности принятия решений при выборе профессии и готовности нести ответственность за свой выбор;

3) изучение личностных и общественно-значимых мотивов учащихся при выборе профессии.

В современной России уменьшилась роль и значимость трудового воспитания, у подрастающего поколения развивается потребительское отношение к жизни, стремление к удовольствиям, а не к становлению человеческого достоинства в труде на благо семьи и родного города. Молодежь ориентирована на получение специальности для дальнейшей работы в банковской или экономической сфере, юриспруденции, маркетинге, рекламе. Наука и промышленность, информационные технологии, строительство и архитектура, а также сельское хозяйство, для них не являются приоритетными.

Среди выпускников практически отсутствуют те, кто планирует пополнить ряды квалифицированных рабочих: 84,3 % выпускников изъявили желание продолжать обучение в высших учебных заведениях, а лишь 6,2 % в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации, социально-правовых и профессиональных знаний, из-за моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда молодым людям достаточно сложно реализовать данное право (67,5 % опрошенных выражают обеспокоенность по поводу трудоустройства после обучения в ВУЗе).

Переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях - молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда, наблюдается увеличение численности работающих не по специальности выпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений (только 56,9 % школьников после получения профессионального образования планируют работать на государственных предприятиях, 15,2 % – намерены трудиться в машиностроительной отрасли, а 24,8 % – после окончания ВУЗа думают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью).

Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни, влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром. Но для многих молодых людей качественные профориентационные услуги, благодаря которым возможность получить грамотную профессиональную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы в выборе профессионального пути, не доступны, или неудовлетворительно качество оказываемых услуг - при ответе на вопрос «Что дает профориентационная работа» были получены следующие ответы:

– знания, представления о мире профессий (40,3 % опрошенных);

– знания о конкретных профессиях (28,7 %);

– уверенность в правильности своего выбора (26,9 %);

– знания своих возможностей при выборе профессии (20,2 %);

– уверенность в возможности реализовать свой выбор (4,0 %);

– ничего не дает (3,7 %).

  • 63,7 % респондентов признают необходимость проведения  профориентационной работы,
  • 25,8 % – считают, что в этом нет необходимости, а
  • 6,9 % – думают, что она не нужна вообще.

Выбор профессии, как и любой выбор в жизни, не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Принимая решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт близких и знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства. Исследования показали, что мнение родителей оказывает решающее влияние при профессиональном самоопределении для абсолютного большинства. При выборе профессии на профессиональную помощь специалистов они особо не рассчитывают и предпочитают принять решение с учетом мнения родителей и ближнего окружения или самостоятельно.

Анализируя вышесказанное, можно сказать, что существующая система профориентационной работы в общеобразовательных школах не обеспечивает в полной мере потребности школьников в информации и слабо влияет на сознательный выбор профессии. Для реализации программ профориентации школьников необходимо предпринять следующее:

1. На государственном уровне разработать нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации профориентационной работы, которая предусматривает участие в процессе профориентации трех сторон: школы, профессионального учебного заведения и производства, причем все участники процесса профориентации несут ответственность за выполнение определенных функций.

2. Разработать государственные базовые программы, которые максимально отражают практическую направленность и предусматривают специальные факультативные курсы (в том числе на производстве).

3. Организовать при институтах повышения квалификации работников образования спецкурсы по профориентации учащейся молодежи и обеспечить организацию работы в данном направлении, привлекая высококвалифицированных и специально подготовленных педагогов и профессионалов.

Таким образом, профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении школьников, проводимая с учетом личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, является важной государственной задачей. Решение данной задачи позволит поднять престиж нашей страны как страны с высокотехнологичным производством, обеспечивающей достойный уровень жизни своих граждан.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асперова И. Б. Профессиональное воспитание в школе. – М.: Знание, 2004. – С. 122.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: модернизация: шаг в будущее. Вып. 4. // УГ. – 2005. – № 42.
  3. Саруханов Э. Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. – Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
  4. Матерова Т. А. Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения: сб. практ. мат-лов по профессиональному просвещению учащихся. Ч. 2. – Барнаул, 2007.
  5. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003 .
  6. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 № 1.
  7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации: монография. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

 

Категория: 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 699 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика