Четверг, 09.05.2024, 09:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И CАМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 377.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И CАМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

А.К. Джавадов, доцент,  доктор биологических наук,

Мценский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: abulfat@inbox.ru

 

Аннотация. В статье изложены проблемы и факторы  профориентационной работы со школьниками и самоопределение учащихся в регионе. Показано, что  организация профориентационной работы в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, проведение совместных мероприятий помогут выпускникам общеобразовательных учреждений определиться с выбором профессии.

Современное общество ставит новые сложные задачи перед системой образования. Одной из важнейших задач российского образования является реализация системных изменений в организации профориентационной работе со школьниками.

Профессиональная ориентация является важным звеном в формировании самоопределения выпускников не только общеобразовательных учебных учреждений, но и выпускников коррекционных школ.

Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что «школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы».

Однако реализуя ФГОС, нельзя не согласиться с тем, что возникает ряд проблем:

-во-первых, реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни;

-во-вторых, он нуждается в поддержке со стороны взрослых, профессионально такую поддержку может главным образом оказать школа.  

В настоящее время на современном рынке труда в большинстве своём востребованы рабочие профессии, такие как слесари, электрики, сварщики, станочники, рабочие строительных и сельскохозяйственных специальностей, младший обслуживающий персонал, работники в сфере питания, в сфере обслуживания и т. д. Закономерно встаёт вопрос, каким образом удовлетворить спрос на этих рабочих.

Работодатели предпочитают принимать на работу тех, кто уже имеет достаточный практический опыт, но, как правило, специалистов высокой квалификации не хватает. Готовить своих рабочих считается дорого. Также есть ряд факторов, которые зачастую влияют на решение работодателей. Это, например, призыв юношей в армию. Таким образом, может случиться, что, затратив на подготовку деньги и время, работодатель потом не получит обратно уже подготовленного работника.

Для того чтобы обеспечить организации и предприятия региона рабочими кадрами, необходимо в первую очередь повысить качество трудового обучения в общеобразовательных школах. Профориентационную работу необходимо начинать на более раннем этапе обучения, для того чтобы на момент окончания школы выпускники самоопределились в выборе профессии, знали бы о ней всё, а также то, в каком профессиональном образовательном учреждении эту профессию они могут получить. В некоторых школах уроки технологии (труда) проводятся формально. Время, отведённое на эту дисциплину, используется для проведения классных часов и других мероприятий, поэтому после окончания обучения в школе многие выпускники не могут определиться с выбором дальнейшего его продолжения.

В свете современных требований в организации воспитательного процесса по профориентационной работе и самоопределению необходимо выделить те направления, которые в полной мере помогут учащимся определиться с выбором будущей профессии. Традиционно выделяют такие направления, как профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.

Для того чтобы профориентационная работа носила целенаправленный характер, необходимо:

- проводить беседы о профессиях с привлечением родителей;

- организовывать выставки работ, выполненных учащимися во время уроков технологии;

- организовывать и проводить экскурсии на предприятия, где работают родители школьников и где в дальнейшем, после получения профессии, они, возможно, будут работать сами;

- проводить экскурсии в образовательные учреждения профессионального образования на территории данного муниципального образования;

- организовывать встречи с выпускниками школы, которые продолжили обучение в профессиональных образовательных учреждениях;

- проведение встреч с представителями не только тех профессий, по которым проводится трудовое обучение в школе, но и других профессий, которыми могут овладеть выпускники с ОВЗ;

- организовывать встречи учащихся с работодателями или их представителями.

Единственные образовательные учреждения, где в полном объёме присутствуют все направления трудового обучения и воспитания, – это специальные (коррекционные) школы VIII вида: трудовое обучение, производительный труд, общественно полезный труд, труд по самообслуживанию и т. д. В этих школах также необходимо проводить профориентационную работу для того, чтобы помочь учащимся с ОВЗ найти своё место после окончания школы. При проведении профориентационной работы в коррекционной школе необходимо учитывать следующие факторы:

- психические, физические и физиологические особенности учащихся (консультации со специалистами и их рекомендации);

- уровень знаний, умений, навыков, полученных на уроках трудового обучения;

- желание самого учащегося получить ту или иную профессию;

- наличие в данной местности образовательного учреждения профессионального образования, где можно получить выбранную профессию.

Профориентация в коррекционной школе – это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих выпускнику школы в выборе профессии с учётом его способностей и возможностей, а также с требований современного рынка труда.

Важно проводить экскурсии в те образовательные учреждения профессионального образования, в которых обучают по профессиям, доступным выпускникам коррекционных школ; консультироваться с мастерами производственного обучения образовательного учреждения профессионального образования и получать рекомендации по подготовке учащихся школы к дальнейшему обучению в данном образовательном учреждении.

Обычно подростки оканчивают коррекционную школу в возрасте 16–17 лет, и перед ними встаёт вопрос: где дальше продолжить образование, для того чтобы получить рабочую профессию, доступную для них. Необходимо создать условия для организации профориентационной работы в образовательных учреждениях профессионального образования НПО и СПО для обучающихся с ОВЗ (F70).

Для того чтобы удовлетворить спрос на рабочие профессии, которые не требуют обязательного основного общего образования и длительного срока обучения, необходимо в образовательных учреждениях НПО и СПО открывать отделения по соответствующим направлениям профессиональной подготовки для выпускников коррекционных школ VIII вида. Как правило, эти подростки в соответствии со своими психофизическими возможностями, после соответствующего обучения, вполне успешно адаптируются в современном промышленном производстве.

В настоящее время для выполнения работ, не требующих высокой квалификации, работодатели привлекают «гастарбайтеров», которые плохо говорят на русском языке или не говорят совсем, особенно это заметно в строительстве, при выполнении дорожно-ремонтных работ, в сфере общественного питания, в торговле, да и в других отраслях тоже привлекают мигрантов. Квалификация таких работников оставляет желать лучшего.

Почему бы на эти работы не привлекать выпускников отделений профессиональной подготовки для обучающихся с ОВЗ (F70) профессиональных образовательных учреждений, которые получили профессиональную подготовку по соответствующим профессиям? Под руководством других опытных рабочих они могут с успехом выполнять несложные производственные задания в соответствии с полученной профессией и квалификацией.

Необходимо вовлекать потенциальных работодателей в процесс профессиональной подготовки обучающихся – оказание помощи в организации производственного обучения и производственной практики в своих организациях и предприятиях. Здесь подходит дуальная система профессионального обучения, происходит устранение разрыва между теорией и практикой. Дуальная система профессионального образования – это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Особенно это актуально для обучающихся с ОВЗ (F70).

У учащихся с диагнозом F70 процесс усвоения нового материала, приобретения навыков и умений происходит намного медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, мышление – наглядное – конкретное, поэтому, необходимо, чтобы обучающиеся коррекционных групп, начиная с конца 1 курса и до окончания обучения, производственное обучение и производственную практику проходили в организациях и предприятиях, где за обучающимися закрепляются наставники, как правило, из числа наиболее опытных работников.

Немаловажную роль играет и микроклимат на предприятии. В процессе производственной практики, общаясь с другими рабочими, обучающиеся приобретают не только профессиональные навыки, умения и знания, но и жизненный (социальный) опыт. Это особенно важно для обучающихся из числа детей-сирот. После окончания обучения выпускники, как правило, остаются работать в этих предприятиях либо без особых проблем трудоустраиваются в другие, так как они уже психологически готовы к переходу от обучения к профессиональному труду и в достаточной степени обладают знаниями, умениями и навыками. Их производственная и социальная адаптация в новых трудовых коллективах проходит более успешно. Одновременно с учебой обучающиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах:

-1–2 дня в неделю – в училище, остальное время

– на предприятии.

Немаловажен и тот фактор, что за свой труд обучающиеся получают заработную плату.

Таким образом, правильно организованная профориентационная работа в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, проведение совместных мероприятий помогут выпускникам общеобразовательных учреждений определиться с выбором профессии. Тесное сотрудничество профессиональных образовательных учреждений НПО и СПО с работодателями и Центром занятости населения, а также популяризация рабочих профессий позволят уменьшить их дефицит на региональном рынке труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб. : Питер, 2005

2. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе / Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М. : Просвещение, 2007

3. Приказ Минтруда России от 19 ноября 2013 года № 685 н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31801).

4. http://минобрнауки.рф/документы/

Категория: 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 518 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика