Четверг, 09.05.2024, 22:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования

Курс твердотельного моделирования как средство профессиональной ориентация школьников

УДК 37.047

 

Курс твердотельного моделирования как средство профессиональной ориентация школьников

 

Д.А. Тупикин, канд.техн.наук.,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г.Ливны,

e-mail: tupidim@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования первоначальных навыков твердотельного моделирования у школьников старших классов.

 

Нехватка инженерных кадров в настоящее время в России является серьезным ограничением для развития промышленности. Решающее значение в работе инженера-конструктора или проектировщика имеет способность к пространственному воображению. Пространственное мышление требуется для чтения чертежей, когда на основе набора видов и проекций необходимо понять  особенности взаимного расположения и формы элементов детали в пространстве. Как и любая способность, пространственное мышление может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Не все люди имеют возможность развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования в основной средней школе призвано способствовать приобретению соответствующих навыков.

Для приобретения соответствующего практического опыта школьникам необходимо освоить на базовом уровне какой-либо из современных инженерных CAD-пакетов, который в дальнейшем может ими использоваться для саморазвития и творчества. Естественно освоение инженерных инструментов создает склонность к профессиональному развитию в технических областях, хотя навыки трехмерного моделирования могут быть использованы и в смежных творческих профессиях.

Оптимальным способом освоения трехмерного моделирования школьниками является организация дополнительных курсов, для детей, проявляющих склонность к точным наукам и интерес к техническому творчеству. В рамках такого курса можно первоначально сосредоточиться на трехмерном моделировании и затем плавно перейти к основам инженерных знаний.

С целью поддержания интереса школьников, создания ощущения просторты и доступности моделирования на начальном этапе требуется сразу начать создавать 3D-модели. Однако трехмерные объекты невозможно создать без плоских эскизов. Поэтому на начальном этапе освоения принципов моделирования необходимо совместить освоение элементарных геометрических примитивов, таких как отрезок, окружность, прямоугольник, с использованием самой простой из трехмерных операций – выдавливания.

Начать занятие необходимо с рассмотрения исходных элементов виртуального пространства – осей и плоскостей, подчеркнув их важность и приоритетность в качестве основы для эскизов. Далее рассматривается навигация в пространстве – вращение, масштабирование и выбор конкретной ориентации вида в пространстве. Необходимо отметить важность выбора первоначальной плоскости первого эскиза для обеспечения правильной ориентации модели в дальнейшем. 

Первая демонстрационная модель формируется выдавливанием с помощью простых геометрических примитивов. При создании первой модели объясняется необходимость построения эскизов и параметры команд для построения окружностей, отрезков и прямоугольников, обычно относительно начала координат. Сразу необходимо наглядно прививать навык использования начальных плоскостей и осей в качестве баз симметрии для симметричных объектов.

 

Рисунок 1 – Пример первых 3D-моделей

 

В процессе применения первого выдавливания можно продемонстрировать параметры команды, возможные результаты ее работы по фантомам. В качестве первого созданного тела лучше использовать цилиндр. Это позволит пояснить на примере какие еще поверхности можно использовать для создания эскизов - плоскости, какие – нельзя (цилиндрические и другие криволинейные поверхности) и почему, а также продемонстрировать как решаются проблемы с обходом этого ограничения. Тут можно напомнить о важности изначальных координатных плоскостей, на которых можно построить эскиз и сделать от него выдавливание сквозь криволинейную поверхность.

После создания нескольких операций выдавливания можно перейти к вырезаниям выдавливанием, так-же с использованием простейших эскизов. На данном этапе можно рассказать о вспомогательных построениях, позволяющих строить примитивы не только от начала координат.

Важным вопросом является выделение отдельных элементов и групп элементов эскиза. Необходимо изложить основные способы выделения объектов и особенности их применения и сразу перейти к командам копирования/вставки для демонстрации применимости команд выделения.

Для закрепления навыков использования рассмотренных команд необходимо дать возможность построить 2-3 простых детали по чертежам, представляющим собой изометрические проекции с размерами. Задача построения моделей по проекционным чертежам может оказаться слишком сложной ввиду отсутствия или незначительности навыка чтения элементов детали с проекций. Указанный навык необходимо вырабатывать, наглядно демонстрируя соответствия между моделями и их проекционными чертежами, постепенно повышая сложность.

После закрепления навыков использования простых примитивов и выдавливания можно на примерах разобрать особенности формирования деталей за минимальное количество трехмерных операций. При этом подчеркивается важность правильного выбора первоначальной плоскости и необходимость построения более сложных эскизов. Необходимо пояснить возможность создания эскизов создающих несколько поверхностей (например, прямоугольное основание с отверстиями), при этом нужно подчеркнуть требование замкнутости контуров эскиза и уточнить, что в таких эскизах не стоит формировать контуры для элементов имеющих различную величину выдавливания или отверстия, проходящие через другие элементы модели.

Здесь можно рассмотреть возможность построения одной и той же детали с помощью различного набора эскизов и операций, показав, что задача трехмерного моделирования может иметь несколько различных правильных решений и в тоже время за счет правильного выбора и оптимизации эскизов можно минимизировать число необходимых операций.

Рисунок 2 – Пример построения детали по различным наборам эскизов.

 

Дальнейший процесс изучения твердотельного моделирования движется одновременно по двум направлениям: изучение расширенных возможностей геометрических построений эскизов и изучение возможностей трехмерных операций.

Категория: 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 498 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика