УДК 658.018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ» ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Марков, к.т.н., доцент,
Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,
e-mail: pms35vm@yandex.ru
Аннотация. В данной статье поставлен вопрос о необходимости расширения профессиональной ориентации путём охвата ей не только учащихся старших, но также средних и младших классов. В качестве примера представлены результаты проведения профориентационных мероприятий в двух средних школах г. Карачева Брянской области. Сделаны рекомендации по использованию результатов «ранней профессиональной ориентации» для стратегического планирования развития профессионального образования в университете.
Развитие технологий Единого государственного экзамена для школьников, устранение территориальных барьеров на пути абитуриентов и общая демографическая ситуация в России приводит к тому, что в регионах ощущается острый дефицит выпускников школ, поступающих в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Возникает поистине парадоксальная ситуация. промышленное производство в регионах возрождается и усложняется, требуя специалистов с высокой квалификацией, фундаментальными знаниями и широким кругозором. С целью обеспечения производства молодыми специалистами, министерство образования и науки выделяет региональным образовательным организациям достаточно большое количество бюджетных мест, часть из которых специально выделяются для подготовки специалистов под конкретные предприятия. А заполнение бюджетных мест в региональных образовательных организациях часто происходит по «остаточному принципу»: поступают те абитуриенты, которые не поступили в федеральные университеты городов Москвы и Санкт-Петербурга или в университеты областных центров. Надежды на то, что школьники, отучившись в центральных вузах, возвратятся на предприятия своих родных городов, оправдываются очень редко. Результат очень печальный: региональные предприятия получают специалистов, для которых процесс адаптации к производственным задачам оказывается очень долгим.
К этой проблеме необходимо добавить острую конкуренцию на рынке образовательных услуг: в настоящее время даже в небольшом городе – районном центре – могут действовать несколько образовательных организаций. Например, в городе Карачеве Брянской области с численностью жителей 19 тысяч человек функционируют филиалы двух(!) университетов, а в период подготовки к «приёмной компании» работают представители приёмных комиссий более 10 вузов России, включая университеты не только ближайших областных центров, но и города Москвы.
Одним из способов решения проблемы увеличения количества абитуриентов, поступающих в местные образовательные организации, и, что наиболее важно, улучшения «качества» данных абитуриентов, является так называемая «ранняя профессиональная ориентация» – проведение профориентационной работы не только среди учащихся выпускных классов, но, прежде всего, среди школьников начальных и средних классов.
Цель этого мероприятия очевидна – мы начинаем готовить «для себя» абитуриента с первого-второго класса. К девятому или одиннадцатому классу школьник твёрдо знает, на какую специальность он будет поступать, и, самое главное, он знает, что даст ему эта специальность в жизни.
Ранняя профессиональная ориентация – это «визитная карточка» многих всемирно известных университетов. Почти все вузы «ТОП-10» имеют собственные школы, а обучение в Токийском университете начинается даже с детского сада. И это неслучайно, ведь университет – не только место, «где готовят инженеров», это центр науки, образования и культуры своего города.
Использование ранней профессиональной ориентации для развития профессионального образования в региональном университете обеспечивает ему несколько конкурентных преимуществ перед другими вузами:
1) проведение объективной маркетинговой стратегии – в малых городах регионов России, как правило, имеется один или несколько крупных заводов и несколько школ. Проводя раннюю профессиональную ориентацию и систематизируя результаты опросов, можно определить настроения учащихся и их родителей в каждой конкретной городской школе, и в соответствии с ними выстраивать профориентационную политику (проще говоря, «объективно поделить» школы между представителями разных специальностей университета);
2) выявление реальных настроений потенциальных абитуриентов – при проведении профориентации среди учащихся младших и средних классов можно собрать более объективные данные о профессиональных предпочтениях школьников, по сравнению с результатами опросов старшеклассников, родителей учащихся и даже потенциальных работодателей;
3) возможность объективной корректировки плана набора – по результатам ранней профессиональной ориентации можно отслеживать динамику предпочтений специальностей университета учащимися, и формировать план набора, исходя из объективных данных об этих предпочтениях;
4) создание реального мониторинга эффективности университета – на взгляд автора, проблема соответствия «показателей мониторинга вузов и техникумов» реальным задачам учебного процесса является самой острой.
Так, например, ни один из показателей «мониторинга вузов» не способствует подготовке квалифицированного специалиста: университет – это не коммерческая организация и не научно-исследовательский институт, не предприятие и не «кузница кадров» для зарубежных стран. В частности, непонятно, как подготовка иностранных студентов способствует развитию местной промышленности? Непонятно, как статья в «журнале из Scopus или Web of Science» помогает преподавателю больше времени уделять студентам, причём не «одарённым», а обыкновенным – тем, которых большинство?
А вот работая со школами от первого класса до одиннадцатого, оценивая отношение учащихся к университету от класса к классу, можно проводить реальный «мониторинг эффективности» образовательного учреждения: изменения настроений объективно покажут динамику качества университета;
5) постоянное обновление материально-технической базы университета – проведение регулярных профориентационных мероприятий для школьников требует наличия и постоянного обновления технической базы, которая необходима для повышения интереса учащихся к специальностям университета. Причём это будет не «многомиллионное» научное оборудование, которое, как правило, никогда не доходит до студентов и «тихо стареет» в кабинетах заведующих лабораториями, а простые и относительно недорогие приборы и установки, на которых могут работать (и, как следствие, ломать) студенты и школьники.
В качестве примера рассмотрим результаты «ранней профессиональной ориентации», проведённой Карачевским филиалом Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева в двух средних школах города Карачева Брянской области: МБОУ СОШ №5 и МБОУ СОШ имени А.М. Горького.
Эти школы находятся на расстоянии менее одного километра двух от друга, в профориентационных мероприятиях участвовали школьники одинакового возраста – учащиеся вторых и третьих классов. И, несмотря на это, результаты профориентации оказались очень интересными.
Выяснилось, что уже в младших классах школьники разных школ имеют разные склонности к дисциплинам: учащиеся МБОУ СОШ №5 лучше знают городскую промышленность, уверенно рассказывают о предприятиях, на которых работают их родители, знают технические новинки. Школьники МБОУ СОШ имени А.М. Горького, наоборот, более склонны к гуманитарным дисциплинам: только каждый десятый смог сказать, на каких промышленных предприятиях работают его родители, и только один школьник из 30 сказал, в каком цехе. Можно сделать вывод, что при проведении агитационных мероприятий представителей технических специальностей необходимо направлять в МБОУ СОШ №5, а представителей экономических и гуманитарных специальностей – в МБОУ СОШ имени А.М. Горького.
Интересным оказались результаты знакомства школьников с техническими новинками: оказалось, что работа с персональными компьютерами потеряла для школьников свой интерес: компьютер есть в каждом доме, и им детей уже не удивишь. Очень большой интерес проявился к развивающим конструкторам для моделирования элементов «умной техники», датчиков прикосновения, шума, света, магнитного поля. И, что стало весьма неожиданным, дети с огромным удовольствием работали со средствами измерения длины и массы: «сухая и скучная наука метрология» оказалась очень интересной, особенно измерения сверхмалых длин (несколько микрометров) и масс (сотые доли грамма).
Подводя итоги описанию мероприятий ранней профессиональной ориентации школьников, отметим, что при регулярном проведении и статистической обработке результатов они не только повышают интерес потенциальных абитуриентов к университету, но также позволяют регулярно и объективно корректировать образовательные программы подготовки специалистов. |