Четверг, 09.05.2024, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ» ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 658.018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ» ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В.В. Марков, к.т.н., доцент,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,

e-mail: pms35vm@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье поставлен вопрос о необходимости расширения профессиональной ориентации путём охвата ей не только учащихся старших, но также средних и младших классов. В качестве примера представлены результаты проведения профориентационных мероприятий в двух средних школах г. Карачева Брянской области. Сделаны рекомендации по использованию результатов «ранней профессиональной ориентации» для стратегического планирования развития профессионального образования в университете.

Развитие технологий Единого государственного экзамена для школьников, устранение территориальных барьеров на пути абитуриентов и общая демографическая ситуация в России приводит к тому, что в регионах ощущается острый дефицит выпускников школ, поступающих в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Возникает поистине парадоксальная ситуация. промышленное производство в регионах возрождается и усложняется, требуя специалистов с высокой квалификацией, фундаментальными знаниями и широким кругозором. С целью обеспечения производства молодыми специалистами, министерство образования и науки выделяет региональным образовательным организациям достаточно большое количество бюджетных мест, часть из которых специально выделяются для подготовки специалистов под конкретные предприятия. А заполнение бюджетных мест в региональных образовательных организациях часто происходит по «остаточному принципу»: поступают те абитуриенты, которые не поступили в федеральные университеты городов Москвы и Санкт-Петербурга или в университеты областных центров. Надежды на то, что школьники, отучившись в центральных вузах, возвратятся на предприятия своих родных городов, оправдываются очень редко. Результат очень печальный: региональные предприятия получают специалистов, для которых процесс адаптации к производственным задачам оказывается очень долгим.

К этой проблеме необходимо добавить острую конкуренцию на рынке образовательных услуг: в настоящее время даже в небольшом городе – районном центре – могут действовать несколько образовательных организаций. Например, в городе Карачеве Брянской области с численностью жителей 19 тысяч человек функционируют филиалы двух(!) университетов, а в период подготовки к «приёмной компании» работают представители приёмных комиссий более 10 вузов России, включая университеты не только ближайших областных центров, но и города Москвы.

Одним из способов решения проблемы увеличения количества абитуриентов, поступающих в местные образовательные организации, и, что наиболее важно, улучшения «качества» данных абитуриентов, является так называемая «ранняя профессиональная ориентация» – проведение профориентационной работы не только среди учащихся выпускных классов, но, прежде всего, среди школьников начальных и средних классов.

Цель этого мероприятия очевидна – мы начинаем готовить «для себя» абитуриента с первого-второго класса. К девятому или одиннадцатому классу школьник твёрдо знает, на какую специальность он будет поступать, и, самое главное, он знает, что даст ему эта специальность в жизни.

Ранняя профессиональная ориентация – это «визитная карточка» многих всемирно известных университетов. Почти все вузы «ТОП-10» имеют собственные школы, а обучение в Токийском университете начинается даже с детского сада. И это неслучайно, ведь университет – не только место, «где готовят инженеров», это центр науки, образования и культуры своего города.

Использование ранней профессиональной ориентации для развития профессионального образования в региональном университете обеспечивает ему несколько конкурентных преимуществ перед другими вузами:

1) проведение объективной маркетинговой стратегии – в малых городах регионов России, как правило, имеется один или несколько крупных заводов и несколько школ. Проводя раннюю профессиональную ориентацию и систематизируя результаты опросов, можно определить настроения учащихся и их родителей в каждой конкретной городской школе, и в соответствии с ними выстраивать профориентационную политику (проще говоря, «объективно поделить» школы между представителями разных специальностей университета);

2) выявление реальных настроений потенциальных абитуриентов – при проведении профориентации среди учащихся младших и средних классов можно собрать более объективные данные о профессиональных предпочтениях школьников, по сравнению с результатами опросов старшеклассников, родителей учащихся и даже потенциальных работодателей;

3) возможность объективной корректировки плана набора – по результатам ранней профессиональной ориентации можно отслеживать динамику предпочтений специальностей университета учащимися, и формировать план набора, исходя из объективных данных об этих предпочтениях;

4) создание реального мониторинга эффективности университета – на взгляд автора, проблема соответствия «показателей мониторинга вузов и техникумов» реальным задачам учебного процесса является самой острой.

Так, например, ни один из показателей «мониторинга вузов» не способствует подготовке квалифицированного специалиста: университет – это не коммерческая организация и не научно-исследовательский институт, не предприятие и не «кузница кадров» для зарубежных стран. В частности, непонятно, как подготовка иностранных студентов способствует развитию местной промышленности? Непонятно, как статья в «журнале из Scopus или Web of Science» помогает преподавателю больше времени уделять студентам, причём не «одарённым», а обыкновенным – тем, которых большинство?

А вот работая со школами от первого класса до одиннадцатого, оценивая отношение учащихся к университету от класса к классу, можно проводить реальный «мониторинг эффективности» образовательного учреждения: изменения настроений объективно покажут динамику качества университета;

5) постоянное обновление материально-технической базы университета – проведение регулярных профориентационных мероприятий для школьников требует наличия и постоянного обновления технической базы, которая необходима для повышения интереса учащихся к специальностям университета. Причём это будет не «многомиллионное» научное оборудование, которое, как правило, никогда не доходит до студентов и «тихо стареет» в кабинетах заведующих лабораториями, а простые и относительно недорогие приборы и установки, на которых могут работать (и, как следствие, ломать) студенты и школьники.

В качестве примера рассмотрим результаты «ранней профессиональной ориентации», проведённой Карачевским филиалом Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева в двух средних школах города Карачева Брянской области: МБОУ СОШ №5 и МБОУ СОШ имени А.М. Горького.

Эти школы находятся на расстоянии менее одного километра двух от друга, в профориентационных мероприятиях участвовали школьники одинакового возраста – учащиеся вторых и третьих классов. И, несмотря на это, результаты профориентации оказались очень интересными.

Выяснилось, что уже в младших классах школьники разных школ имеют разные склонности к дисциплинам: учащиеся МБОУ СОШ №5 лучше знают городскую промышленность, уверенно рассказывают о предприятиях, на которых работают их родители, знают технические новинки. Школьники МБОУ СОШ имени А.М. Горького, наоборот, более склонны к гуманитарным дисциплинам: только каждый десятый смог сказать, на каких промышленных предприятиях работают его родители, и только один школьник из 30 сказал, в каком цехе. Можно сделать вывод, что при проведении агитационных мероприятий представителей технических специальностей необходимо направлять в МБОУ СОШ №5, а представителей экономических и гуманитарных специальностей – в МБОУ СОШ имени А.М. Горького.

Интересным оказались результаты знакомства школьников с техническими новинками: оказалось, что работа с персональными компьютерами потеряла для школьников свой интерес: компьютер есть в каждом доме, и им детей уже не удивишь. Очень большой интерес проявился к развивающим конструкторам для моделирования элементов «умной техники», датчиков прикосновения, шума, света, магнитного поля. И, что стало весьма неожиданным, дети с огромным удовольствием работали со средствами измерения длины и массы: «сухая и скучная наука метрология» оказалась очень интересной, особенно измерения сверхмалых длин (несколько микрометров) и масс (сотые доли грамма).

Подводя итоги описанию мероприятий ранней профессиональной ориентации школьников, отметим, что при регулярном проведении и статистической обработке результатов они не только повышают интерес потенциальных абитуриентов к университету, но также позволяют регулярно и объективно корректировать образовательные программы подготовки специалистов.

Категория: 4. Профориентация как фактор развития профессионального образования | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика