Четверг, 09.05.2024, 10:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 3. Результаты научных исследований студентов и школьников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТУДЕНТАМИ И ШКОЛЬНИКАМИ

УДК 377.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТУДЕНТАМИ И ШКОЛЬНИКАМИ

 

Т.А. Пучкова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С Тургенева, г. Ливны,

С.А. Пучков, учитель химии и биологии,

Ливенская СОШ, Ливенский район, Орловской области

 

Аннотация. В статье раскрываются методологические основания отбора, анализа и систематизации педагогических условий, влияющих на качество и эффективность исследовательской деятельности студентов и школьников.

Научно- исследовательская деятельность всегда была и остается важнейшей составляющей образования. Научно- образовательная среда является интегратором условий организации исследовательской деятельности и продуктивного влияния на рост исследовательской активности и проявления себя в позиции исследования. При изучении педагогических условий, повышающих эффект и качество исследований школьников, студентов, важно определить, какие характеристики научно- образовательной среды позволяют им, быть более подготовленными к исследовательской деятельности. Преподаватель должен уметь организовать эффективную учебно- исследовательскую деятельность в образовательном процессе. Для создания благоприятной среды педагог должен организовать качественную подготовку на уроках, практических, лабораторных, семинарах, консультациях. Обучающийся должен получать навыки о исследовательском процессе, его методах, структуре, логике, обработке и интерпретации полученных результатов. Например на уроках химии и биологии помимо проведения эксперимента в лабораторных работах нужно обобщить полученный результат, сделать вывод, применив для этого знания теоретические и  экспериментальные (рис.1). У студентов на лабораторных работах ставиться конкретная цель, которую они должны достичь применив теоретические знания, найти в справочной литературе нужные параметры, применив их на практике. На уроках химии и биологии дается самостоятельно сравнить два рисунка, растительная и животная клетка, химические элементы и  найти в них отличия, особенности строения, описать все в тетради.

Студентам на практических занятиях дается деталь, примерный маршрут обработки, они должны разработать свой маршрут обработки с изменением оборудования, инструмента, оснастки, для этого нужно использовать теоретические знания, интернет ресурсы, справочную литературу. На семинарских занятиях в школе ученики готовят сообщения  о растениях, животных, химических элементах, знаменитых ученых. Студенты готовят доклад с презентацией о новинках в технологии машиностроения, о приборах, оборудовании,  новых  методиках применяемых в промышленности. При проведении консультаций со школьниками и студентами учитель должен помочь правильно выбрать литературу, где можно найти ответы на вопросы, которые вызвали затруднение при изучении материала, пояснить где материал не доучен, дать дополнительные источники для изучения. Содержание  изучаемых дисциплин(факты, идеи, теории), передается, усваивается обучающимися, как теоретико-методическая основа учебно- исследовательской и научно- исследовательской деятельности.

Рисунок 1 - Лабораторные работы, проводимые на базе Ливенского филиала и лаборатории химии в Ливенской СОШ

 

Содержание научного образования предполагает следующие формы:

  1. Научные идеи и гипотезы, фундаментальные теории и современные концепции, научные факты и примеры исследовательской практики.
  2. Учебные задачи исследовательского характера в рамках образовательной программы, поисковые и исследовательские задания для самостоятельной работы в рамках учебных дисциплин.

Опора на исследовательский принцип в обучении предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучающиеся знакомятся с основными методами исследования, применяемые в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, путем исследования конкретных явлений и процессов. Подготовка школьника, студента к  исследовательской деятельности начинается и осуществляется в процессе кратковременного или длительного взаимодействия с преподавателем. Он должен владеть исследовательскими методами, методиками, современными образовательными, информационными технологиями и возможностями интернета. Взаимодействие с обучающимися может отличаться на этапе подготовки и обсуждения проблемы, темы, постановки цели исследования и реализации замысла. Преподаватель не только управляет процессом подготовки, помогает, сопровождает процесс  решения исследовательской задачи, оказывает помощь и оценивает результат. На успех исследовательской деятельности влияет характер взаимодействия преподавателя со своими подопечными в аудиториях, классах, лабораториях  и на семинарах. Профессионально личностные особенности преподавателя, как исследователя, педагога, руководителя играют очень важную роль. Педагог должен иметь авторитет, педагогические и научные позиции, научную эрудицию, психолого- педагогическую компетентность, умение заинтересовать своей наукой и включиться в совместный научный поиск. Педагог должен постоянно расти и готовиться к экспериментам. Педагог должен уметь подвести обучающегося к самостоятельной деятельности, помочь освоить структуру исследовательской деятельности с элементами самостоятельности и творчества при педагогическом сопровождении. Его главная задача закрепить, углубить, расширить интересы школьников, студентов к исследовательской деятельности. Исследование должно осуществляться не только в специальных формах учебной работы, направленной на реализацию образовательной программы, но и вне учебной работы. Расширение научно- информационного пространства за пределы учебного процесса определяет ключевую роль социально-педагогического фактора повышения исследовательской активности обучающихся, способствующего не только расширению области применения научных знаний и исследовательских методов, но и большему проявлению самостоятельности, исследовательской инициативы и научного творчества. Для этого нужно создать специальную научную среду- научные кружки, семинары, научные конференции, интернет конференции.

Студенты Ливенского филиала помимо семинарских занятий много участвуют в Неделях науки,  региональных  и международных конференциях, интернет конференциях. Школьнику также нужно участвовать в таких мероприятиях за пределами класса, школы. В 2016 году мы попробовали объединить исследовательскую работу по химии и технологии машиностроения. Мы попытались расширить познания школьника в области химии и исследовать, как эта  наука, ее законы применяются в машиностроении и конкретно на предприятиях нашего города. Школьники более углубленно изучили тему « Коррозия металлов, ее классификация и способы защиты» и  подготовили исследовательскую работу «Применение химических процессов в машиностроении». Работала группа школьников из 3 человек каждый выполнял определенное задание  готовилась презентация, подбирался теоретический материал, готовился  доклад, проводили исследование  на предприятии города. Ребятам было интересно взглянуть на химию как науку с практической точки зрения, побывать на конференции  в стенах нового учебного заведения, пообщаться со студентами, преподавателями, побывать на заводе. Конечно же вся работа проводилась под чутким руководством учителя химии и преподавателя колледжа, но многообразие таких форм исследовательской работы за пределами учебных программ дает возможность  закрепления исследовательских умений, получить новый опыт.  Нельзя забывать и о профориентационной работе. В нашем случае один из школьников пообщавшись со студентами, преподавателями кафедры решил изучать технологию машиностроения и дальше и сейчас обучается на первом курсе Ливенского филиала (рис.2).

 

Рисунок 2 - Награждение школьника за участие в НПК «Неделя науки. Ливны 2016»

Чтобы повысить исследовательскую активность нужно создавать специальную среду в форме групп, кружков, научных обществ. Участники должны освоить основные формы и виды презентации, уметь составлять резюме, четко выражать и отстаивать свою научную позицию, излагать результаты своей научной работы на конференциях и в публикациях. Общение с другими школьниками, студентами, преподавателями в контексте проблем научного познания и проведения исследований содержит в себе особый ресурс и средства для развития личности, как исследователя. Каждый педагог должен опираться на важнейшие в теории образования принципы  содержательного и организационного разнообразия, гибкости образовательных структур, а также многообразия форм и методов организации познавательной деятельности обучаемых. Педагог должен быть в постоянном поиске эффективных педагогических условий в образовательном процессе и создания научно- образовательной среды.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Попков, В.А., Коржуев, А.В., Теория и практика профессионального образования. Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / сост. В.А. Попков, А.В. Коржуев,–. — М.: Академический Проект, 2004. — 432 с.
  2.  Аксёнова, H.A. Особенности развития исследовательской компетентности студентов-историков на последовательных этапах обучения в вузе [Текст] / H.A. Аксёнова ... премий и стипендий. Вып.5. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2009.
Категория: 3. Результаты научных исследований студентов и школьников | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 643 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика