УДК 377.1
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ
С.А. Леонова, зав. УМО, ст. преподаватель,
Е.А. Колякина, зам. директора по УМР, канд. социол. наук,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: svetleonova@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты использования практико-ориентированных технологий в процессе подготовки специалистов среднего профессионального обучения по специальности «Программирование в компьютерных системах». Приведены результаты статистических исследований, позволяющие анализировать использование в учебном процессе практико-ориентированных технологий, их влияния на повышение профессиональной подготовки будущих специалистов с целью востребованности и успешного трудоустройства.
На современном этапе подготовки специалистов среднего профессионального образования одной из приоритетных задач является создание интегрированной модели практического обучения, позволяющей безболезненно преодолевать адаптационный период процесса дальнейшего трудоустройства с точки зрения непосредственного самостоятельного участия в формировании практико-ориентированных показателей трудовой деятельности.
Высокая степень информатизации производственно – хозяйственных сфер предприятий и организаций, основанных на широкой автоматизации предопределяет высокий процент практико-ориентированных занятий в период обучения с учётом современных особенностей и требований работодателей города и региона в целом. Поэтому в настоящее время можно смело утверждать, что потребность в практико-ориентированных работниках, сочетающих теоретическую подготовку с практическими умениями и навыками существенно увеличивается.
Практико-ориентированный подход в обучении специалистов различается как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения. Степень охвата можно описать например процессом формирования профессионального опыта студентов с непосредственным участием в производственной и хозяйственной деятельности предприятий, использованием профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения необходимых профессиональных и социально - значимых компетентностей обеспечивает вовлечение студентов в работу, повышая их активность и мотивацию при использовании реальных практических методов и технологий в процессе производственно – хозяйственной деятельности ведущих предприятий и организаций города и региона. Данная разновидность практико-ориентированных подходов является деятельностно-компетентностным методом, предполагающим усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В настоящее время, все еще наблюдается разрыв между теоретической и практической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателей к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.
Окончательным звеном в системе практической подготовки студентов Ливенского филиала прохождение различных видов практик на ведущих предприятиях и организациях города и районов. В процессе прохождения практики обучающиеся приобретают и закрепляют полученные ими практические навыки в ходе изучения ПМ.02 Разработка и эксплуатация БД, т.о. успешно осваивают общие и профессиональные компетенции по специальности. Это позволяет им следовать практико-ориентированной направленности при прохождения преддипломной практики и выполнение дипломной работы, как заключительных этапов в освоении профессиональной программы обучения в целом.
По проведенным исследованиям в 2016 году следует отметить, что у 54% студентов 4 курса специальности Программирование в компьютерных системах лучшее усвоение учебного материала в действии, путем параллелизации практического освоения и использования в производственных процессах предприятий и организаций при прохождении различных видов практик. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показывают более высокое качество знаний и навыков. На степень эффективности процесса профессионального обучения может существенным образом повлиять ориентация студентов на разнообразные формы участия в разработке информационно – образовательных ресурсов, связанных не только с учебными, но и профессиональным содержанием деятельности будущих специалистов.
Например, одной из основных проблем студентов специальности Программирование в компьютерных системах является невозможность иметь все виды телекоммуникационных систем, используемых в регионе. Решение этой проблемы в рамках производственной практики должно помимо основной программы содержать индивидуальные задания, направленные на всестороннее и детальное изучение оборудования и сбор дополнительной документации и материалов по организации технического обслуживания телекоммуникационной системы. На основании полученной информации группами студентов на технических кружках возможно создание виртуальных лабораторных работ, презентаций и конкурсов профессионального мастерства (WorldSkils), позволяющих имитировать например, рабочее место оператора, тем самым приблизив учебную деятельность к практической, что собственно и является наивысшей ступенью практико-ориентированного обучения.
Таким образом, система среднего профессионального образования не может развиваться как замкнутая система с точки зрения участия в учебном процессе практико-ориентированных технологий. Образовательному учреждению и работодателям необходимо стать звеньями одной цепи. Работодатели, в свою очередь, должны четко формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а филиал, в свою очередь, удовлетворять эти требования с участием производственных площадок предприятий и организаций. Использование технологии практико-ориентированных подходов в процессе обучения, позволяет студентам выступать носителями новых идей, теорий и технологий, с точки зрения практической значимости использования на производстве, а также предлагать и разрабатывать идеи, находя нетрадиционные решения поставленных задач, проводя их анализ. Возрастание аналитических функций, увеличение доли труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, информационно – техническим обеспечением управления, использованием современных методов контроля качества продукции, влечет за собой изменение функций всех категорий работающих.
Поэтому от специалистов среднего профессионального образования требуются знания не только практико-ориентированных технологий нового оборудования, инструментов и условия выполнения производственных и технологических процессов, но и системный подход, а также целостность восприятия профессиональной деятельности. Все это свидетельствует об усложнении процесса выполнения профессиональных задач, решаемых техником и сближение их по степени сложности с инженерными задачами.
Динамика трудоустройства выпускников показывает, что работодатели при подборе кандидатов заинтересованы в специалистах, которые помимо специального образования, имеют опыт работы, примером этому может служить трудоустройство студентов высшего образования и среднего профессионального образования Ливенского филиала на неполный рабочий день, что в процентном соотношении составляет на сегодняшний день составляет порядка 42%. С большой уверенностью можно говорить о том, что будущие молодые перспективные специалисты не испытают трудности конкуренции рынка труда, пройдя успешно все ступени адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Не стоит забывать, что практическая ориентированность студентов прежде всего нацелена на дальнейшее рассмотрение вопросов трудоустройства и взаимодействия с ведущими работодателями, что в некоторой степени является немаловажным фактором, в решении проблемы оттока молодых специалистов из города и региона.
Естественно, наряду с этим возникает необходимость в более детальном изучении городского и регионального рынков труда для формирования практико-ориентированных технологий всего процесса периода обучения студентов. Таким образом, опережающий прогноз рынка труда, позволит сориентировать не только студентов и преподавателей, но и прямых работодателей на решение проблем, связанных с востребованностью, занятостью и трудоустройством выпускников по специальности, что собственно говоря и является основной первоочередной задачей всего процесса подготовки специалиста.
Подводя итоги, можно с большой уверенностью утверждать, что использование методик практико-ориентированного обучения выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки специалистов:
- обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее применяют их в решении конкретных ситуационных задач;
2 развивающую – вовлечение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развить активность, мышление и необходимые коммуникационные навыки;
- воспитывающую – в процессе прохождения различных видов практик формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей будущей профессии;
4 диагностическую – используя помощь руководителя и коллег студенты определяют степень своей профессиональной пригодности и уровень практико - профессиональной направленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. пособие/ В. А. Скакун .- Москва: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2011.- 320 с.
- Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – Москва, 2012. – № 12.
- Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – Москва, 2011. – № 6.
- Давыденко Т.М., Пересыпкин А.П., Верзунова Л.В. Роль работадателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.
- Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2013, www.sisp.nkras.ru
- Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2011
- Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2012. – № 1 (0,6 п.л.).
- Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, Москва, 2014. – 247 с.
- Северов В. Г. Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В.Г. Северов // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 6. – С. 47-54.
|