УДК 37.01
ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В.И. Брусова, доцент, канд.техн.наук,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны,
e-mail: v.brusova@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы практического применения информационных технологий при построении математических моделей
Каким бы видом производства или бизнеса не занималась организация, ей необходимо планировать свою деятельность на будущий период, поэтому в настоящее время от специалиста требуется применение современных методов математического моделирования и прогнозирования.
Анализ конкретных экономических данных, как правило, включает в себя следующие этапы:
- планирование исследования (включая разработку форм учета, их апробацию и т.п.);
- организация сбора необходимых статистических данных по оптимальной или рациональной программе (планирование выборки, подготовка кадров, которые будут заниматься сбором данных и т.п.);
- непосредственный сбор данных и их фиксация (с контролем качества сбора и отбраковкой ошибочных данных по соображениям предметной области);
- первичное описание данных (расчет различных выборочных характеристик, функций распределения, построение гистограмм, корреляционных полей, различных таблиц и диаграмм и т.д.);
- оценивание тех или иных числовых или нечисловых характеристик и параметров распределений;
- проверка статистических гипотез (иногда их цепочек - после проверки предыдущей гипотезы принимается решение о проверке той или иной последующей гипотезы);
- проверка устойчивости полученных оценок и выводов относительно допустимых отклонений исходных данных и предпосылок используемых вероятностно-статистических моделей;
- применение полученных статистических результатов в прикладных целях, т.е. для формулировки выводов в терминах содержательной области (например, для построения прогнозов) [1].
Развитие прикладных программ, совершенствование методов анализа позволили математическим методам стать инструментом исследований реальных ситуаций развития производства.
Например, в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Математические методы» каждый студент специальности «Программирование в компьютерных системах» среднего профессионального образования рассматривает вопросы прогнозирования посредством исследования временных рядов.
При изучении трендовой составляющей динамических рядов студентам предлагается после усвоения теоретических знаний рассмотреть линейные и нелинейные тренды, обосновать адекватность и точность построенных кривых роста и выполнить прогнозирование по лучшей математической модели тренда. При выполнении данных заданий студентам приходится выполнять рутинные однотипные вычисления, поэтому расчеты можно выполнять с использованием ППП MS Excel.
В то же время, ППП MS Excel содержит специальные функции, позволяющие свести однотипные вычисления до минимума и более подробно остановиться на содержательной стороне математического моделирования.
Так при моделировании различных кривых роста первоначально строится график временного ряда динамики:
- выбирается тип и вид диаграммы (рис. 1),
- уточняется ориентация диапазона данных.
Рисунок 1 – Создание графика динамического ряда
Для вставки линии тренда студенты используют диалоговое окно Формат линии тренда (рис. 2). Студентам необходимо первоначально выбрать тип линии тренда, а затем установить остальные параметры линии тренда:
- в разделе Название аппроксимирующей (сглаженной) кривой установить переключатель автоматическое или другое, после чего ввести название в поле,
- можно ввести прогноз на некоторое число периодов вперед или назад,
- в случае необходимости можно установить остальные параметры (они могут быть доступны или недоступны в зависимости от выбранного типа регрессии): пересечение с осью Y, отображение на диаграмме уравнения и величины достоверности аппроксимации.
Рисунок 2 – Диалоговое окно Формат линии тренда
Таким образом, за достаточно малый промежуток времени студенты получают уравнения основных видов трендов, могут обосновать достоверность каждой модели и использовать прогнозные данные. Такой подход повышает интерес студентов к изучению учебной дисциплины, т.к. они овладевают компьютерной грамотностью, позволяющей решать специальные задачи, и понимают их практическую значимость для будущей профессиональной деятельности.
После того, как студенты рассмотрят основные аспекты учебной дисциплины, они смогут использовать математические методы и модели при выполнении курсовых и дипломных проектов по специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Орлов, А.И. Эконометрика/ А.И. Орлов - М.: Экзамен, 2003 |