Суббота, 27.04.2024, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 2. Современные информационные технологии в образовательной деятельности

ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 37.01

 

ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В.И. Брусова, доцент, канд.техн.наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны,

e-mail: v.brusova@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы практического применения информационных технологий при построении математических моделей

Каким бы видом производства или бизнеса не занималась организация, ей необходимо планировать свою деятельность на будущий период, поэтому в настоящее время от специалиста требуется применение современных методов математического моделирования и прогнозирования.

Анализ конкретных экономических данных, как правило, включает в себя следующие этапы:

- планирование исследования (включая разработку форм учета, их апробацию и т.п.);

- организация сбора необходимых статистических данных по оптимальной или рациональной программе (планирование выборки, подготовка кадров, которые будут заниматься сбором данных и т.п.);

- непосредственный сбор данных и их фиксация (с контролем качества сбора и отбраковкой ошибочных данных по соображениям предметной области);

- первичное описание данных (расчет различных выборочных характеристик, функций распределения,  построение гистограмм, корреляционных полей, различных таблиц и диаграмм и т.д.);

- оценивание тех или иных числовых или нечисловых характеристик и параметров распределений;

- проверка статистических гипотез (иногда их цепочек - после проверки предыдущей гипотезы принимается решение о проверке  той или  иной последующей  гипотезы);

- проверка устойчивости полученных оценок и выводов относительно допустимых отклонений исходных данных и предпосылок используемых вероятностно-статистических моделей;

- применение полученных статистических результатов в прикладных целях, т.е. для формулировки выводов в терминах содержательной области (например, для построения прогнозов) [1].

Развитие прикладных программ, совершенствование методов анализа позволили математическим методам стать инструментом исследований реальных ситуаций развития производства.

Например, в соответствии с рабочей программой  учебной дисциплины «Математические методы» каждый студент специальности «Программирование в компьютерных системах» среднего профессионального образования рассматривает вопросы прогнозирования посредством исследования временных рядов.

При изучении трендовой составляющей динамических рядов студентам предлагается после усвоения теоретических знаний рассмотреть линейные и нелинейные тренды, обосновать адекватность и точность построенных кривых роста и выполнить прогнозирование по лучшей математической модели тренда. При выполнении данных заданий студентам приходится выполнять рутинные однотипные вычисления, поэтому расчеты можно выполнять с использованием ППП MS Excel.

В то же время, ППП MS Excel содержит специальные функции, позволяющие свести однотипные вычисления до минимума и более подробно остановиться на содержательной стороне математического моделирования.

Так при моделировании различных кривых роста первоначально строится график временного ряда динамики:

- выбирается тип и вид диаграммы (рис. 1),

- уточняется ориентация диапазона данных.

 

Рисунок 1 – Создание графика динамического ряда

 

Для вставки линии тренда студенты используют диалоговое окно Формат линии тренда (рис. 2). Студентам необходимо первоначально выбрать тип линии тренда, а затем установить остальные параметры линии тренда:

- в разделе Название аппроксимирующей (сглаженной) кривой установить переключатель автоматическое или другое, после чего ввести название в поле,

- можно ввести прогноз на некоторое число периодов вперед или назад,

- в случае необходимости можно установить остальные параметры (они могут быть доступны или недоступны в зависимости от выбранного типа регрессии): пересечение с осью Y, отображение на диаграмме уравнения и величины достоверности аппроксимации.

 

Рисунок 2 – Диалоговое окно Формат линии тренда

 

Таким образом, за достаточно малый промежуток времени студенты получают уравнения основных видов трендов, могут обосновать достоверность каждой модели и использовать прогнозные данные. Такой подход повышает интерес студентов к изучению учебной дисциплины, т.к. они овладевают компьютерной грамотностью, позволяющей решать специальные задачи, и понимают их практическую значимость для будущей профессиональной деятельности.

После того, как студенты рассмотрят основные аспекты учебной дисциплины, они смогут использовать математические методы и модели при выполнении курсовых и дипломных проектов по специальности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлов, А.И. Эконометрика/ А.И. Орлов - М.: Экзамен, 2003

Категория: 2. Современные информационные технологии в образовательной деятельности | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 531 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика