УДК 377.1
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ
А.В. Дорофеева, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: alla.dorofeeva69@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается интерактивное обучение как технология, ориентированная на повышение интереса к обучению, его основные задачи и методы.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.
Уровень современного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Если в традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации.
Сегодня многие методические новации и инновации связаны с реализацией интерактивного обучения, поскольку оно обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества. Интерактивное обучение построено на взаимодействии обучающего с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учебное окружение выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.
Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке.
Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В настоящее время существует множество видов интерактивных заданий, каждый из которых содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это задание должно быть практическим и полезным для учащихся, связано с их жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служить целям обучения.
Основными особенностями форм и методов интерактивного обучения являются:
- принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;
- достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;
- самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;
- создание эмоционально – волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
- непрерывно – действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
- изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;
- субъектно – субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.
Главные задачи интерактивных средств обучения:
- обеспечить диалоговый характер обучения,
- исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников,
- способствовать обработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.
Таким образом, наличие специально организованных текстов и электронной поддержки к ним делают возможным интерактивное обучение на уровне методической системы. Однако для реализации этой возможности должно быть самое главное – желание учителя сделать его интерактивным.
Итак, использование в работе технологии интерактивного обучения дает
- ученику: развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности;
- классу: приобретение универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях; повышение мотивации и познавательного интереса; рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей деятельности;
- учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях; эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, А.М. Российское образование в XXI века: новые рубежи, [Текст] / А.М. Абрамов. М.В. Грабиленков. – М., 2001.
2. Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. Семинар для учителей [Текст] /Т.А. Мясоед. – М., 2004.
3. Радугин, А.А. Педагогика [Текст] /А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002.
4. Суворова, Н. Интерактивное обучение: Новые подходы [Текст] /Н. Суворова. – М., 2005. |