Среда, 08.05.2024, 21:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 2. Современные информационные технологии в образовательной деятельности

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.02

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.А. Репкина, преподаватель,

Мценский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: repkina-13@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены теоретические и практические аспекты активного обучения студентов СПО. Представлены возможности интерактивной лекции в среднем профессиональном образовании.

Большинство студентов СПО в настоящее время, как правило, не ориентировано на обучение. Соответственно необходимо менять стратегию классического преподавания. Сложность состоит в том, что студентов трудно вызвать на диалог, они наоборот хотят получать  готовые знания, не предпринимая что-либо для их усвоения. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов надо использовать широкий спектр как дидактических, так и организационных  средств.

Обучающиеся СПО не взрослые, но ощущают себя взрослыми, поэтому для активизации их обучения оправдано использовать методы, которые изначально использовались для ВПО. Это развивает их самостоятельность и ответственность. Вот почему лекционную форму обучения также необходимо использовать в среднем профессиональном образовании, но при этом надо учитывать некоторые возрастные особенности.

Отличительной чертой студентов СПО является то, что им тяжело долгое время заниматься одним видом деятельности. В отличие от студентов ВПО, для них необходимо использовать на занятии разнообразные виды деятельности: и постановку проблемы, и разбор конкретных ситуаций, и использование элементов деловой игры, и возможности информационных технологий, использование Интернета и социальных сетей.

Контингент обучающихся СПО очень разнообразен, поэтому совсем не просто организовать занятие так, чтобы каждый студент ощутил внимание со стороны преподавателя, и ещё сложнее дать каждому почувствовать  свою успешность на занятии.

Все это можно реализовать, используя интерактивные методы обучения, ориентированные на взаимодействие преподавателя и  студентов, а также взаимодействие студентов между собой.

Лекции также могу проводиться в интерактивной форме. Остановимся на особенностях и преимуществах современной интерактивной лекции.

Среди них можно выделить следующие[1]:

-Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.

-Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. Студенты в конце лекции должны назвать ошибки.

-Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений.

-Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).

-Лекция «пресс-конференция». Преподаватель просит студентов письменно в течение 2—3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3—5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.

- Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

Интерактивную лекцию целесообразно использовать для обучения студентов СПО при изучении нового материала. Но при этом как показывает практика лучше на лекции применять несколько разных активных форм обучения (дискуссия или беседа, демонстрация слайдов, мозговой штурм и другие), чтобы лекция проходила более динамично, и чтобы у студентов не было возможности отвлечься. Да, конечно, это требует достаточно большой работы от преподавателя на стадии подготовки, но результат этого стоит.

Ведь цель преподавателя состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Чтобы достичь этих целей необходимо не только хорошее владение  всем многообразием форм интерактивного обучения, но и широкое использование информационных и мультимедийных  технологий (рис.1). Основной целью применения мультимедийного оборудования является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Интерактивная доска предоставляет преподавателю и студентам уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с ее помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной, работы студентов (рис.2).

Рисунок 1 - Применение мультимедийных технологий

Рисунок 2 - Использование интерактивной доски                               

Таким образом, мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, содействует становлению объемных и ярких представлений, позволяет подготовить и провести занятие на качественно новом уровне

Так, практика применения интерактивных методов  обучения, при проведении лекций для студентов СПО, показывает, что наиболее удачным для данной категории обучающихся, является использование следующих приемов:

- При изучении отдельных дисциплин студентам бывает трудно самостоятельно освоить новый материал, и помощь педагога необходима. В таких ситуациях на лекции обосновано использовать такой прием как составление студентами своей базы знаний в ходе объяснения преподавателя. Составляя базу знаний, в виде схемы или таблицы студенты систематизируют получаемые знания и учатся преобразовывать  устную и письменную информацию в визуальную форму. Обратную связь можно организовать, используя социальные сети, через которые, используя собственные гаджиты, студенты отправляют результаты своей работы преподавателю  (рис.3), а он тут же может их оценить и вывести на экран наиболее удачные работы.

- Для экономии времени целесообразно на лекции для студентов СПО использовать рабочие листы, на которых уже частично зафиксированы отдельные положения из лекции преподавателя. Задача студентов, слушая лекцию, дополнить материал правильными связями (рис.4).

Рисунок 3 - Использование социальных сетей 

Рисунок 4 - Использование рабочих листов

- Интересен в использовании прием дискуссии, когда преподаватель организует свободный обмен мнениями по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории. Эффект достигается при умелом управлении дискуссией. По ходу лекции преподаватель приводит отдельные примеры в  виде кратких задач и предлагает студентам коротко их обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

- На лекции удобно использовать прием работы в малых группах, он дает  всем обучающимся возможность участвовать в работе. При этом задача преподавателя давать студентам максимально четкие инструкции и предоставлять достаточно времени на выполнение задания. Например, на лекции по математике часто объяснение теоретического материала сопровождается примерами. Можно предложить решить  примеры в группах с дальнейшим их воспроизведением на доске в виде соревнования.

- Метод проектов тоже можно использовать на лекции. Этот метод дает возможность обучающимся самостоятельно приобрести какие-либо знания в течение определенного времени. Всегда из студентов выделяется отдельная категория, более заинтересованных в изучении предмета, они дополнительно занимаются, разрабатывая проекты. Если темы проектов пересекаются с изучаемым материалом, то их можно использовать для, более расширенного знакомства с темой. С одной стороны это дает возможность продемонстрировать этим студентам свою успешность в освоении материала, с другой стороны это стимулирует других студентов к самостоятельной учебной деятельности (рис.5).

М.О Леонова выделяет три основных преимущества, достигаемых при применении интерактивных приемов на лекции[3]:

- для студентов – воспроизводя суть лекции, они лучше и на более длительный период запоминают учебный материал, а то, как преподаватель оценивает их работу, позволяет понять, что они поняли, а что нет по новой теме;

- для преподавателей – обратная связь со студентами позволяет улучшить

лекцию, сделать ее более понятной.

- для образовательного процесса – возникновение взаимодействия – когда преподаватель не только анализирует деятельность студентов, но и изменяет свою деятельность в соответствии со сделанными выводами, а затем и студенты начинают вести себя по-другому, не желая быть пассивными слушателями, что ускоряет и улучшает образовательный процесс.

Рисунок 5 - Метод проектов

Преимущества лекционной формы для студентов СПО состоит в том, что на лекции обучающиеся подсознательно расположены к диалогу, они не боятся, что их будут  спрашивать и оценивать. Это раскрепощает и дает возможность для активизации процесса обучения. Интерактивная лекция при этом должна быть организована так, чтобы не дать возможности «отсидеться» отдельной категории студентов, а вовлечь их в общий процесс работы, тем самым дав возможность почувствовать свою значимость. И хотя лекция и не предполагает обязательной оценки деятельности студентов, но преподаватель может отслеживать активность студентов в ходе лекции, что также мотивирует студентов к участию в образовательном процессе.  

Таким образом, проводимая с позиций интерактивного обучения современная лекция должна[5]: быть проблемной по содержанию и проведению; быть гибкой по структуре, давая возможность лектору вносить коррективы по ходу занятий, с учетом ответной реакции слушателей, получаемой на основе обратной связи; проводится преподавателем, ориентированным не столько на монолог, сколько на дискуссию, диалог со слушателями; обеспечиваться наглядными пособиями и ТСО, позволяющими лектору оперировать яркими образами и наглядной информацией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1.Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых : особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – 2012. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513950/

2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе[Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. – 97с. –Режим доступа: www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.pdf.

3. Леонова, М.О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] /М.О. Леонова // Вестник КАСУ : онлайн версия журн. – 2008. – № 2. – Режим доступа: www.vestnikkafu.info/journal/14/538/.

4. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] : метод. рекомендации для преподавателей Новосибир. ГАУ. – Новосибирск : НГАУ, 2012. – Режим доступа: nsau.edu.ru/file.

5. Рюмина, Ю.Н. Интерактивная лекция как форма обучения в системе профессиональной подготовки бакалавров [Электронный ресурс] http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/20.pdf

Категория: 2. Современные информационные технологии в образовательной деятельности | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 2745 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика