Четверг, 09.05.2024, 10:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 2. Современные информационные технологии в образовательной деятельности

Формирование информационной компетентности студента

УДК 378.147

Формирование информационной компетентности студента

 

И.В. Рудоманенко, канд. пед. наук,

Карачевский филиала ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,

e-mail: ira-nika3@mail.ru

 

Аннотация. Эффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста. Современные ИТ трансформируют образовательные технологии на новый уровень. Информационная компетентность в условиях перехода к информационному обществу становится составляющей профессиональной компетентности.

В настоящее время переход к инновационному образованию является одним из приоритетов в развитии российского общества. Глобальной стратегией в области образования, отвечающей вызовам современной информационной эпохи, становится концепция непрерывного образования. Следование ей способствует формированию человека, обладающего принципиально новыми компетенциями, позволяющими ему успешно адаптироваться в условиях увеличивающегося потока информации и сохранять востребованность на рынке труда.

Стратегические направления в системе образования требуют поиска новых организационных форм, методов обучения и воспитания. В связи с этим встает необходимость подготовки будущих специалистов к инновационной деятельности, ознакомления их с прогрессивными технологиями современного общества. Идущий полным ходом процесс модернизации образования обеспечил смещение акцентов с традиционной знаниевой парадигмы образования на компетентностный подход, который, не противопоставляясь традиционному знаниевому или точнее «ЗУНовскому» и принимая необходимость усиления его практико-ориентированности, существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими. Задача современного образования - сформировать личность будущего специалиста - медика, готовую к успешной профессиональной деятельности, обновлению профессиональных знаний, умеющую проектировать профессиональный и личностный рост [7].

Актуальность внедрения компетентностного подхода в российскую систему образования сегодня становится все более очевидной. Обусловлено это тем, что ориентируется на международные стандарты, отечественное образование постепенны переходит к единым доминантам европейского образовательного сообщества.

В основе новых образовательных стандартов как общего, так и профессионального образования [5, 6] положена методология компетентностного подхода, следовательно, педагог должен не просто передать сумму знаний студентам, а сформировать у них способы самостоятельного получения знаний, а главное – способы анализа и переработки полученной информации с целью формулирования собственного мнения, собственной позиции и отношения к любому полученному содержанию.

В связи с этим существует необходимость в формирования информационной компетентности студентов и её реализации в рамках методики обучения информатике и информационным технологиям будущих специалистов.

Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции», одной из которых многие исследователи считают информационную компетентность (С.В. Тришина, Л.В. Бурындина, А.В. Хуторской), которую рассматривают как составляющую профессиональной компетентности (Б.С. Гершунский, В.В. Шапкин, Н.Х. Насырова, Т.А. Гудкова, И.А. Зимняя); во взаимосвязи с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности, как составляющую информационной культуры личности (Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова, И.Л. Скипор, Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов).

Информационная компетентность – одна из базовых характеристик профессиональной компетентности специалистов. Ее формирование является одной из главных задач подготовки будущего специалиста.

Понятие «информационная компетентность» – достаточно широкое и на современном этапе развития педагогики определяется неоднозначно [1, 3, 4]. Так, в исследованиях ряда учёных оно трактуется как сложное индивидуально‐психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [2]. По мнению других, это – новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Рассматривая понятие информационной компетентности, можно зафиксировать разные подходы.

Первый связан с формированием понятия информационная компетентность в соответствии с цепочкой понятий: компьютерные технологии (информационно-коммуникационные технологии) - информационная компетентность. В данном случае основной смысл понятия информационная компетентность идет от технического компонента, акцент ставится на умении использовать технические средства для организации хранения, обработки и передачи информации при выделении данного процесса в деятельности учителя.

Второй подход определяет информационную компетентность студента в контексте информационного подхода, в котором исходным является термин информация и рассматривается процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности студента.

Проблема формирования компетентности студентов является весьма актуальной. Переход от одной глобальной цивилизации к другой, информатизация, процесс информатизации общественной жизни, внедрения новых информационных технологий. Проблема компетентности не ограничивается лишь рамками успешной профессиональной деятельности будущего специалиста. Для студентов очень важен общечеловеческий аспект – будущая профессия требует развивать такие качества, как самостоятельность, ответственность. И в этой связи формирование информационной компетентности позволяет не только увеличивать объем информированности в различных областях медицины, но и самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной жизни.

Таким образом, основное требование к системе подготовки специалистов реализация принципа непрерывности обучения – обусловливается значимости для специалиста, всегда находиться на уровне современных требований.

Процесс формирования информационной компетентности будущего специалиста включает в себя все перечисленные взаимосвязанные компоненты, предопределяющих приобретение знаний, навыков, и умений, а так же формирование соответствующих личностных качеств будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности. Информационная компетентность, является совокупностью профессионально важных качеств и психических свойств личности, определяющих возможность осуществления специалистами функциональных обязанностей в условиях информационной среды профессиональной деятельности, то есть выражающихся в умении собирать, обрабатывать информацию, принимать на ее основании адекватных решений.

Под формирования информационной компетентности студентов понимают целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение студентами определенных знаний, умений и навыков, а также на развитие личности студента как будущего участника профессиональной деятельности.

В новых социально-экономических условиях важное значение приобретают не только прочные фундаментальные знания специалиста, но и его способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, информационная компетентность дает возможность, постоянно пополняя свой интеллектуальный багаж новой информацией, непрерывно заниматься самообразованием и максимально эффективно используя источники информации для решения профессиональных, социальных и бытовых проблем при использовании информационных технологий (дистанционное обучение, интернет, электронные книги и др.).

 

Список литературы

  1. Дзугоева М.Г. Постановка и решение задач – основа информационной компетентности студентов // Проблемы качества образования. Кн.2:материалы XIII Всерос. совещания.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. –С. 31‐36
  2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. …канд. пед. наук. – Брянск, 2002. – 19 с.
  3. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. – М.: Изд‐во МИПКРО, 2000. – 112 с.
  4. Таирова Н.Ю. Развитие информационно‐исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета: автореф. …канд.пед. наук. –Калининград, 2001. –19 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://standart.edu.ru/
  6. Федеральный центр образовательных инноваций и технологий /ФГОС НПО и СПО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fcoit.ru/content/in_work/12.p
  7. Шорникова О.Н. Технология формирования информационной компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12 – С. 83-85

 

Категория: 2. Современные информационные технологии в образовательной деятельности | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 883 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика