Четверг, 09.05.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

Возможности реализации компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций студентов-программистов

УДК 377.1

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПРОГРАММИСТОВ

 

Е.А. Мацнева, преподаватель,

 Ливенский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева

E-mail: aleks-elena07@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности реализации компетентностного подхода при обучении студентов среднего профессионального  образования, обучающихся по специальности «Программирование в компьютерных системах». Основное внимание уделено формированию общекультурных компетенций и их взаимосвязи с профессиональными компетенциями.

В нашем государстве идет процесс реформирования ряда социальных сфер, в том числе и системы профессионального образования. Одной из ключевых задач реформы образования является возрастание требований к интеллектуально - нравственному уровню развития выпускников учебных заведений. По мнению работодателей, современный выпускник должен обладать не только набором профессиональных качеств, но и определенными личностными характеристиками, способствующими его успешной профессиональной деятельности. Иными словами, для каждого индивида важна не только профессиональная подготовка, но и компетентность, в которой сочетаются квалификация с социальным поведением.

В системе среднего профессионального образования получили внедрение образовательные стандарты третьего поколения. Сущность нового подхода в образовании заключается в смещении приоритетов – от достижения студентами определенных знаний, умений и навыков к совокупности компетенция, что носит общее название «компетентностный подход». Результат такого подхода - формирование у студентов в процессе обучения определенных компетенций, соответствующих запросам работодателей.

Опираясь на работы известных ученых-дидактов, принимаем за основу мнение о том, что компетенция определяется как владение студентами совокупностью знаний, умений и навыков, опыта, а также ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности для решения конкретных задач, а под компетенцией будем понимать  обладание определенной компетенцией.

Все существующие на сегодняшний день компетенции можно подразделить на общекультурные (они же универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специализированные). Разные специальности характеризуются различными наборами компетенций. При подготовке высококвалифицированного выпускника важно правильно определить набор компетенций и на их формирование направить педагогические усилия.

Таблица 1 – Перечень наиболее значимых профессиональных и общекультурных компетенций студентов-программистов

Профессиональные компетенции

Общекультурные компетенции

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку
спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

ПК 4.4. Оказывать консультационную поддержку другим разработчикам в части реализации спроектированных компонент.

ПК 5.1. Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 5.2. Осуществлять выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности.

ПК 5.3. Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения.

ПК 5.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Перейдем к рассматриваемой специальности «Программирование в компьютерных системах».  Одним из основных объектов профессиональной деятельности программистов являются средства вычислительной техники, компьютерные системы и сети, а также программное обеспечение к ним (программы, программные комплексы, системы автоматизации). В последнее время особую значимость приобретают сетевые информационно-коммуникационные  технологии (локальные и глобальные компьютерные сети, проводные и беспроводные средства связи).

Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах [1] позволил выбрать наиболее значимые профессиональные и общекультурные компетенции студентов-программистов (Таблица 1). В ходе современных педагогических исследований была разработана интегративная модель личностного развития, характеризующая готовность студента-программиста к осуществлению профессиональной деятельности [2].

Соответствие профессионально-значимых качеств и общекультурных компетенций демонстрирует Таблица 2.

Реализация процесса формирования общекультурных компетенций происходит при изучении дисциплин гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и профессионального циклов. Освоение общекультурных компетенций характеризует формирование личностных качеств студента, позволяющих вести успешную профессиональную деятельность в области сетевых информационных технологий, иначе говоря,  реализуя принципы компетентностного подхода сформировать профессионально-значимые качества студентов-программистов.

Анализ деятельности самих студентов и собственный педагогический опыт позволяют утверждать, что профессионально-значимыми личностными качествами являются:

  • системное мышление;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • внимательность;
  • самостоятельность.

В качестве средств реализации компетентностного подхода могут использоваться следующие обучающие методы: работа с электронными гипертекстовыми учебниками; подготовка и демонстрация мультимедийных материалов; решение проблемных ситуаций, решение профессионально-ориентированных творческих задач; выполнение лабораторных работ по профессиональной проблеме, создание сайтов, содержащих материалы, относящиеся к будущей профессии; ведение тематических форумов; изучение вакансий работодателей.

Формированию у студентов профессионально-значимых личностных качеств будет способствовать внедрение современной педагогической технологии, основанной на использование активных и интерактивных форм и методов обучения. Из собственного опыта могут быть рекомендованы следующие интерактивные формы и методы:

а) лекционные формы, такие как лекция с ошибками, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция пресс-конференция;

б) технологии коллективного взаимодействия, такие как групповая работа, проблемные группы, проектный метод.

Перечисленные методы будут способствовать успешному развитию  профессионально-значимых личностных качеств студентов, являющихся основой для формирования общекультурных компетенций. Реализация компетентностного подхода, предусматривающая широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, направлена на конечный результат – готовность выпускника к профессиональной деятельности.

 

Таблица 2 – Соответствие общекультурных компетенций студентов-программистов и их личностных профессионально-значимых качеств

Профессионально-значимые личностные качества

Общекультурные компетенции

Системное мышление

(возможность оценивать ситуацию с различных точек зрения, выбирать наиболее эффективный путь решения проблемы)

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Коммуникабельность

(инициативность, умение работать в группе, способность к разрешению проблемы, работа в команде)

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Ставить цели, мотивировать деятельность
подчиненных, организовывать контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Стрессоустойчивость

(адаптация в новой социальной и будущей профессиональной среде)

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Ставить цели, мотивировать деятельность
подчиненных, организовывать контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Внимательность

(способность выделять из потока ту информацию, которая необходима в данный момент)

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Самостоятельность

(умение принимать самостоятельные решения, стремление к самообразованию)

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
  2. Насейкина, Л.Ф. Реализация компетентностного подхода при формировании профессионально-значимых качеств студентов-программистов // Вестник ОГУ,  2013. - №9. – С.34-41.
Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 492 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика