Четверг, 09.05.2024, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

Внедрение практико-ориентированных форм обучения в СПО

УДК 377.1

ВНЕДРЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СПО

 

И.Н. Смагина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail:incm22@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается внедрение практико-ориентированных форм обучения на примере Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева.

В Ливенском филиале ОГУ им. Тургенева осуществляется подготовка обучающихся по специальностям СПО, в том числе по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практико-ориентированное обучение. Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде. В новых федеральных стандартах представлены не только знаниевые дидактические единицы, но и умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции. Согласно рекомендациям Министерства образования и Федерального Института Развития Образования каждое умение должно быть отработана в  ходе выполнения практической работы, в данный момент около 50% аудиторных часов отводится на выполнение практических и лабораторных работ. Какие проблемы при этом возникают? Естественно, каждому преподавателю приходится перерабатывать рабочую программу и вносить изменения по количеству практических работ, а также перерабатывать тематику работ. Положительный эффект должен иметь тот факт, что по всем профессиональным модулям лабораторные и практические работы выполняются в подгруппах, что позволяет преподавателю уделить больше внимания каждому студенту, а значит каждая работа будет выполнена более детально и качественно и появляется время на закрепление в форме собеседования.

Переход на стандарты нового поколения предопределяет необходимость совершенствования материально-технической базы учебного заведения для формирования опыта практической деятельности. Большая работа в этом направлении проводится и в нашем колледже.

Преподаватели по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» также работают над укреплением материально-технической базы. Одним из условий  профессиональной подготовки будущих специалистов является вовлечение их в активную познавательную деятельность и практическое использование полученных знаний.

Практическая направленность обучения отслеживается и при проведении квалификационных экзаменов. Были разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда вошли аттестационные листы, заполняемые во время прохождения практик, образцы тестовых заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю. Результат экзаменов показал, что все учащиеся освоили определенный вид деятельности. Для проведения практик преподавателями и мастерами производственного обучения нашего колледжа были разработаны рабочие программы учебных и производственных практик, в которых были расписаны все виды работ с указанием количества часов, необходимых для их выполнения. Если на учебной практике рассматривались вопросы, связанные с отработкой умений и получением первичного практического опыта, то на производственную практику выносились вопросы, связанные с приобретение практического опыта по конкретному виду деятельности. В ходе прохождения практики на каждого учащегося заполняется аттестационный лист, с указанием оценки, подтверждающей приобретение практического опыта по выполнению определенного вида работ. Очень важным является создание условий для проведения лабораторных и практических работ. Достоинством таких программ является то, что после изучения теоретического материала у студентов появляется возможность закрепить изученный материал. В случае, когда работа не зачтена, то можно увидеть допущенные ошибки и выполнить работу заново. Проведение таких практических работ позволит обучающимся уже на учебной практике правильно выбрать алгоритм, определить порядок действий и выполнить задание, все это способствует приобретению практического опыта работы. Анализ производственных ситуаций проводится как на практических занятиях, так и на занятиях закрепления учебного материала и в ходе проведения практик.

Преподаватели, второй год работающие с профессиональными модулями, отмечают, что после сдачи квалификационных экзаменов учащиеся более вдумчиво относятся к выполнению работ на практике, они понимают, что при сдаче экзамена каждый из них должен предъявить результат, который докажет, что данный вид профессиональной деятельности освоен. Практическая направленность обучения позволит выпускать из колледжа специалистов, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда области.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская - Питер, 2011
  2. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2013

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 767 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика