Четверг, 09.05.2024, 07:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

УДК 377.1

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

В.М. Големинова, преподаватель,

ФСПО, Политехнический институт имени Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: V.Goleminova1409@yandex.ru

 

Аннотация. Данная статья раскрывает место и роль самостоятельной работы студентов в системе обучения в подготовке специалистов среднего звена.

Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Важное место в системе СПО занимает самостоятельная работа. Она способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего грамотного работника.

Самостоятельная работа студентов – важное звено в подготовке будущего работника. Это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист и вырабатывается она в течение всего обучения студента.

Успех в ведении СРС во многом зависит от ее организации. Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы. Сущность организации самостоятельного труда коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств.

Общие цели проведения самостоятельной работы:

  • формирование и развитие профессиональных и общих компетенций и их элементов (знаний, умений, практического опыта) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей;
  • формирование компетенции поиска и использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
  • формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
  • развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная, выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

- внеаудиторная, выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. На нее отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину.

Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, до­полнительной литературы): составление схем и таблиц по тексту, конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютер­ной техники и Интернета и др.;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов; тестирование и др.;
  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу;
  • решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Перед преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.

Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов проявляется в ходе выполнения ими учебно-исследовательской работы. Подготовка доклада, сообщения, реферата к выступлению, составление тематических кроссвордов способствуют углублению знаний по предмету, закреплению изученного материала. Задача преподавателя - предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания.

При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации к докладам требует от них навыков использования информационных технологий.

Еще одним шагом на пути формирования у студентов навыков самостоятельной и творческой работы является производственная практика, которая проводится по завершении теоретического и практического обучения, в соответствующих организациях и на предприятиях в зависимости от профиля специальности, Во время практики студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по дисциплине, приобретают практические навыки, овладевают основными видами профессиональной деятельности, совершенствуют этические аспекты общения с персоналом.

Повышение качества подготовки специалистов связано с осуществлением индивидуального подхода к развитию творческой активности в процессе организации самостоятельной работы. В связи с этим возрастает роль преподавателя как организатора познавательной деятельности студентов, способного не только методически обеспечить их учебный труд, но и раскрыть творческий потенциал будущих специалистов, формировать способность самостоятельно овладевать принципами своей будущей деятельности.

Таким образом, интенсификация и повышение эффективности формирования у студентов самостоятельной и творческой работы требуют:

- активизации взаимоотношений преподавателя и студента;

- использования диалога между преподавателем и будущим специалистом;

- использования творческих возможностей традиционных и освоения нетрадиционных форм и методов обучения;

- соответствующей организации учебного процесса;

- связи с будущими работодателями;

- развития материально-технической базы подготовки будущих специалистов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – 170 с.

2. ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

3. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.

4. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин /Т.А.Колеватова, преподаватель Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8. – С.18-26.

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 1063 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика