Четверг, 09.05.2024, 08:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

ВЛИЯНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СПО

УДК 378

ВЛИЯНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА  СТУДЕНТОВ СПО

 

Н.М. Снедкова, преподаватель, О.В. Болотская, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им.И.С.Тургенева , г.Ливны,

e-mail:anc68@mai.ru.

 

Аннотация В статье представлена модель межпредметных связей, апробированная в Ливенском  филиале ОГУ им.И.С.Тургенева. В работе описаны основные подходы к проблеме развития творческих способностей студентов через применение межпредметных связей при обучении в СПО. Серьезные преобразования, происходящие в свете внедрения стандартов нового поколения, требующие иных форм обучения, рассматриваются в данной статье.

В свете современных кардинальных перемен в профессиональном образовании одно из приоритетных мест в процессе обучения студентов занимают межпредметные связи  (МПС). Ведь они являются интеграционным процессом в овладении не только научно-теоретическими знаниями, но и в получении навыков будущей профессии. В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи». Существует огромное количество самых различных подходов, педагогических оценок, различных классификаций этого понятия. Большая группа ученых определяет МПС как дидактическое условие.  Разнообразие в понимании термина «межпредметные связи» объясняется его многогранностью и многоаспектностью. Анализ научно-методической литературы по проблеме межпредметных связей показал, что наиболее полное определение сформулировано Г.Ф. Федорцом так: «…это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции».  В   СПО, нацеленном на воспитание профессионально-творческого выпускника, все изучаемые дисциплины должны быть профессионально ориентированы. Согласованность общеобразовательного материала с профессионально-практической деятельностью студентов играет важную роль в системе обучения СПО.  Единство в  получении  среднего    образования и профессиональных знаний и умений помогает обучающимся находить комплексный подход к решению сложных профессиональных проблем. Вот почему межпредметные связи являются главным условием содержательной модели формирования профессионально-творческого потенциала студентов средних специальных организаций. Необходимость создания содержательной модели, в которой формирование профессионально-творческого потенциала происходит благодаря межпредметным связям, в условиях СПО велика. На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учитывать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится выпускнику, который получил образование методами интеграции и дифференциации. Такое образование способствует формированию профессионально-творческого потенциала, необходимого для овладения профессиональными навыками. Тогда общие и профессиональные компетенции, полученные студентами СПО в процессе обучения, приобретут конкретное содержание непосредственно в профессионально-производственных процессах. Слияние воедино общего и профессионального образования – это и есть методико-дидактическая основа межпредметных связей. Основу содержательной модели, где обучение строится на МПС, составляют рабочие программы, которые должны быть наполнены примерами, задачами, проблемными вопросами производственного характера, способствующими формированию профессиональных компетенций, но при этом непременно сохранять свою самостоятельность как общеобразовательный предмет. А осознание студентами значимости будущей профессии должно формироваться на каждом занятии общеобразовательного цикла и содействовать закреплению полученных знаний, развивая профессионально-познавательный интерес и творческую активность мыслительной деятельности. Объединенность знаний, умений, навыков (ЗУН) теоретического и практического курса – основная характеристика содержательной модели формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО средствами межпредметных связей. В настоящее время межпредметную содержательную модель приходится выстраивать преподавателю-предметнику самостоятельно, устанавливая многомерность подходов к изучению общеобразовательного предмета с точки зрения профессиональной деятельности. Межпредметные связи не находят отражения в учебниках, учебных и методических пособиях.

Рисунок 1 – Модель межпредметных связей

Подобрать профессионально-ориентированный материал к уроку в виде тестов, самостоятельных и внеаудиторных работ, заданий, связанных с будущей профессией – вот основная задача педагога, для которого основным является повышение качества профессионально - творческой подготовки будущих специалистов.

В основу МПС в профессиональной образовательной организации положена профилизация предметов, ведь именно она способствует более полному познанию студентами единства мира, содействуют углубленному пониманию законов природы, формированию мировоззрения, развитию диалектического интегративного мышления и формированию умений обобщать знания из разных дисциплин. Без этих интеллектуальных способностей невозможно ни профессионально-творческое отношение к труду, ни решение современных практических задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей. Модель осуществления МПС должна «охватывать процесс выявления, фиксации и реализации межпредметных связей в целом по профессии с учётом профессиональной направленности преподавания общеобразовательных и общетехнических предметов».Очень многие педагоги представляют межпредметные связи как модель непостоянную, несистемную, которую можно использовать при изучении тех или иных тем учебного материала эпизодически. Однако, при детальном рассмотрении представленной нами модели МПС, видно, что этот процесс постоянный, целостный, объединяющий общеобразовательные дисциплины (ООД), общепрофессиональные дисциплины (ОПД) и профессиональный модуль (ПМ) в единую систему. МПС в процессе преподавания предмета необходимо усложнять познавательными задачами, расширять возможности творчества познавательной деятельности, применяя всё многообразие дидактических средств для эффективного использования модели МПС в целях формирования профессионально-творческого потенциала студентов.

Примером тесной междисциплинарной связи стало проведение в колледже совместного занятия по дисциплинам «Проектирование зданий и сооружений» и «Материаловедение». 14.11.2016г. со студентами 2 курса специальности 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»  проводилось учебное занятие на тему «Виды строительных изделий из чёрных и цветных металлов» (рис.2, 3).

Рисунок 2 – Совместное занятие по дисциплинам проводят преподаватели Болотская О.В., Снедкова Н.М.

При планировании занятия преподаватели  продумывали содержательное наполнение занятия  и его содержательную логику. Отбирая и организовывая содержательный материал  для занятия , педагоги думали не только о содержательной логике данного урока, но и о связи его (в плане содержания) с другими уроками по данному предмету и о межпредметных связях. Правильно и обоснованно определили цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала и при этом обратили  внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей занятия.

        

Рисунок 3 – Структура данного занятия соответствовала её  цели и типу

Цель занятия – дать студентам более конкретную наглядную информацию о чёрных и цветных металлах,о марках стали и чугуна и применение конкретного металла в нулевом цикле строительства, возведении кровли, устройстве отопительной системы здания и водоснабжения. Этапы урока были взаимосвязаны и логически последовательны при объяснении нового материала, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью  мультимедиа презентации. При этом существенно меняется технология объяснения – преподаватель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями у доски. Структура данного занятия соответствовала её  цели и типу и при этом преподаватели обеспечивали возможность:

 - дать студентам более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

 - повысить роль наглядности в учебном процессе;

 - развивать познавательную самостоятельность студента;

Продуманная организация учебного процесса в преподавании  спецдисциплин в колледже, направленная на решение междисциплинарных проблем, повышает целенаправленность и целостность предметного обучения, его эффективность, развивает познавательную самостоятельность студента, превращая его из пассивного субъекта восприятия информации в активного участника учебного процесса. Междисциплинарные связи в преподавании спецдисциплин в колледже осуществляются в различных формах организации образовательного процесса, позволяют гибко варьировать содержание и методы обучения, повышают познавательную ценность занятий и помогают решать задачи профессионального становления. Несомненно, модель МПС должна служить главной цели СПО – формированию общих и профессиональных компетенций. И каждый преподаватель имеет возможность выбирать для себя такую педагогическую систему, в которой дидактические возможности МПС проявляются максимально. Так процесс подготовки к занятиям усложняется, требует большего количества времени и тесного взаимодействия всех преподавателей и мастеров производственного обучения. Итак, при реализации МПС должна осуществляться в соответствии с моделью формирования профессионально-творческого потенциала, которая должна быть направлена на создание у студентов профессиональной образовательной организации продуктивной системы знаний и умений, которая помогла бы им использовать весь объем накопленных знаний в профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Блинова Т.Л. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т.Л. Блинова, А.С.Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. Науч. конф. (г.Москва, июнь 2013г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – с.65-66.

2. Бородин Ю.И. Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности: Дис. кан. пед. наук Москва, 2006г. [2,с.48-49].

3 Варковецкая Г.Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высш.шк. 1989.- 128с.: ил.

4. Глухова Е.А. Межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.08./ Е.А. Глухова. – Челябинск, 2010.

5. Жданов В.Г. Методика реализации межпредметных связей технических дисциплин с физикой при обучении студентов в сельскохозяйственном колледже: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.02. / - Челябинск, 2005.

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 1851 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика