Суббота, 27.04.2024, 14:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

УДК 378

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Е.М.Харькова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: anс68@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы профессионального становления специалиста в системе СПО через проведение учебных экскурсий в производственные организации. Показана эффективность экскурсий для учебного процесса, их роль в формировании мотивации будущих специалистов.

Профессиональное становление личности представляет собой систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Период обучения в колледже связывается с периодом, когда человек  осваивает будущую профессию в процессе профессионально-познавательной деятельности.

Учебный процесс в колледже должен быть связан с реальной профессиональной жизнью, что позволяет осуществить эту связь в результате проведения тематических экскурсий. Это позволяет показать студентам особенности приобретаемой профессии, развивать познавательные способности.

Рисунок 1 – Во время экскурсии на АО «Ливнынасос»

Учебные экскурсии на производственные предприятия  позволяют проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях.

 

 

 

Рисунок 2 – Учебная экскурсия на ОАО «Промприбор»

 

Во время экскурсий студенты наблюдают связь с предшествующим и последующим изложением учебного материала, который  иллюстрируется наглядными пособиями, что дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.

Целесообразно, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и составит не менее 10-15% объема учебного времени, при условии, что социальные партнеры-представители производства, характеризуя производственные процессы, будут акцентировать внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов. В результате чего ведущие профессиональные компетенции будут успешно сформированы,

Учебная экскурсия  позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях.  Это  проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности. Экскурсия способствует расширению кругозора человека,  конкретизирует знания студентов, помогает им увидеть то, что они изучили по письменным источникам, формирует профессиональные  интересы студента.

 

Рисунок 3 – Учебная экскурсия в цехах ОАО «Промприбор»

 

Учебная экскурсия направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. Происходит это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть студент.

В процессе профессионального обучения студентов специальности «Технология машиностроения» в Ливенском филиале организуются и проводятся учебные экскурсии на отраслевые предприятия г. Ливны. Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомиться с принципами устройства и действия машин, станков, различных  технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными  приборами и инструментами.

Целями таких мероприятий является:

  • развитие интереса к своей будущей профессии;
  • формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореализации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятельность;
  • получение дополнительных знаний в области разработки  технологических процессов обработки металлов резанием.

 

Рисунок 4 – Экскурсия на АО «ГМС Ливгидромаш»

 

Экскурсии действительно конкретизируют уже имеющиеся профессиональные знания, способствуют формированию новых, показывают востребованность профессиональных умений.

 Использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.

 Производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи  предметов специального цикла с жизнью, техникой, производством, формирует основу знаний для выполнения курсовых и дипломных проектов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.-272с.
  2. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб.пособие для студ. сред. проф. образования/ Г.И. Кругликов.- 2-е изд., испр. – М.:Издательскийцентр «Академия», 2006.-272с.
  3. Беликова, Н. А. Экскурсии. Опыт проведения / Н. А. Беликова, Э. В. Ковалевич // География в школе, 2005. - N 3. - С. 48-51.
  4. Методика подготовки экскурсии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://etelien.ru/Collection/39/39 00053.html.
  5. Букатов, В. М. Как подготовиться к экскурсии: три совершенно неожиданных совета / Вячеслав Михайлович Букатов // Народное образование, 2010. - N 3. - С. 184, 216, 230.
  6. Методика организации и проведения производственных экскурсий для учащихся ОУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
  7. http://profession.krsnet.ru/teacher/metod/prexcurs.html.
  8. Формы организации процесса обучения: традиции и новации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100140/index.html.
  9. Экскурсоведение [Электронный ресурс]/ Пути совершенствования экскурсионной методики Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/exkursoveden/25.php.

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (15.12.2016)
Просмотров: 1445 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика