УДК 378.14
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТАМИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА»
О.И. Позднякова, преподаватель профессиональных дисциплин,
БПОУ ОО «Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В.А. Русанова», г. Орел,
e-mail: ottip12@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается вариант изучения междисциплинарного курса в формате деловой игры от этапа мотивации до создания готового продукта. Студенты погружаются в условно реальные ситуации производства, решают вопросы маркетинга, менеджмента, экономики, конструирования, моделирования и технологии коллекции одежды.
Реализация ФГОС неминуемо приводит преподавателей профессиональных дисциплин к необходимости использовать системно-деятельностный подход, основным принципом которого является обучение в условиях, максимально приближенных к реальному производству. Поэтому необходимым становится формирование умений принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ориентироваться в частой смене технологий и ситуации на рынке, а также уметь работать в команде и эффективно общаться с коллегами и потребителями. Для решения этих проблем мы реализовали изучение МДК 04.01 «Основы управления работами специализированного подразделения швейного производства» по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в формате деловой игры, которая проводится на протяжении всего междисциплинарного курса и заканчивается защитой реально разработанного продукта.
Деловая игра давно вошла в педагогический арсенал. Эта активная технология имитирует реальные жизненные ситуации, дает игрокам шанс побывать в разных ролях, укрепить отношения между студентами и преподавателем.
МДК «Основы управления работами специализированного подразделения швейного производства» изучается на 3 и 4 курсе. Основные разделы МДК связаны с изучением маркетинга, менеджмента и экономики отрасли. В результате изучения данного МДК, согласно стандарту, формируются следующие профессиональные компетенции: участвовать в работе по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей; обеспечивать рациональное использование трудовых ресурсов, материалов; вести документацию установленного образца; организовывать работу коллектива исполнителей.
На первом уроке преподаватель объявляет себя руководителем швейного производства и предлагает студентам – сотрудникам его предприятия провести производственное совещание, на котором сообщает о решении изготавливать школьную форму для девочек. Он обосновывает это решение тем, что школьная форма – актуальная, перспективная, постоянно востребованная, рентабельная продукция. Для реализации этого решения необходимо создать три рабочих группы, каждая из которых будет осуществлять следующие направления:
- Маркетинговое исследование данного сегмента рынка.
- Разработка базовых моделей.
- Технико-экономическое обоснование этих моделей.
- Реклама и продвижение на рынок готового продукта.
Таким образом, на первом же уроке студенты получают представление о содержании МДК и одновременно включаются в игру. На этом же уроке происходит формулирование цели и задач игры и деление на малые рабочие группы. В каждой группы, которая состоит из 8 студентов, выбирается руководитель, он будет принимать окончательные решения в каждой производственной ситуации. Каждый этап игры соответствует разделу МДК.
Раздел 1 «Исследование потребительского рынка, планирование и обоснование технико-экономических показателей работы специализированного подразделения швейного производства» в формате деловой игры выглядит так:
Каждый участник рабочей группы получает задание:
1) посетить 2-3 школы и изучить принятую в них школьную форму по критериям: состав комплекта школьной формы для девочек; типы тканей, расцветки; цена; пожелания потребителя;
2) провести маркетинговое исследование предложений рынка школьной формы в интернет-магазинах и розничной торговле города и заполнить таблицу:
Название торговой точки
(интернет-магазин, розничный магазин)
|
Ассортимент, цены
|
|
|
Затем на уроке каждая группа обсуждает полученные результаты и делает вывод, какая школьная форма будет пользоваться спросом у школьниц города. В частности, студенты пришли к заключению, что следует предлагать максимально большой набор ассортимента одежды: юбка, сарафан, брюки, жилет и жакет, из которого каждый потребитель может выбрать необходимые элементы. Выносится решение о выборе тканей и максимально приемлемой для рынка стоимости комплекта формы.
Второй раздел МДК - «Совершенствование конструкторско–технологических решений при внедрении образцов моделей в производство» и, соответственно, следующий этап деловой игры – это техническое задание для каждой группы: подготовить экспериментальный образец новой модели. После утверждения всех требований, техническое задание является основой для дальнейшей работы. Каждый участник игры в своей группе работает над созданием эскизов. Лучшие эскизы каждой группы представляются на художественный совет, в который приглашаются студенты 4-го курса и преподаватели профессиональных дисциплин. Худсовет утверждает базовые модели (рис.1)
Рисунок 1. Базовые модели
Далее участники игры становятся «работниками» экспериментального цеха, производят экономические расчёты себестоимости моделей, изыскивают ресурсы по сокращению отходов; рассчитывают технико-экономические показатели по производству школьной формы, отбирают персонал, проводят собеседования, составляют резюме, разрабатывают рекламную продукцию, создают портфель промоутера.
Таким образом, весь необходимый учебный материал большого по количеству учебных часов и крайне важного междисциплинарного курса проходит в формате деловой игры. В ходе игры каждый её участник побывал в роли маркетолога, конструктора, модельера, экономиста, сотрудника по отбору персонала или кандидата на вакантное рабочее место, прошедшего собеседование, специалиста по рекламе и промоутера.
Что касается конкретных методов и приёмов, то в ходе игры использовались анкетирование, тестирование, собеседование, решение производственных ситуаций, решение производственных задач, поиск информации в различных источниках, экскурсии, интервьюирование, производственное совещание и другие активные методы и приёмы. На уроках использовались все формы работы: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. Большие временные, эмоциональные и интеллектуальные затраты преподавателя при разработке программы МДК в формате деловой игры окупаются интересом участников к игре и очевидными положительными результатами, которые демонстрируют студенты в ходе промежуточной аттестации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с.
- Баркалов С.А., Бабкин В., Щепкин А.Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. – М.: АСВ, 2003. – 200с.
|