Четверг, 09.05.2024, 08:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

Проведение практических занятий в условиях ФОС

УДК 377

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФОС

 

О.А. Василенко, преподаватель,

ФСПО, Политехнический институт имени Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г.Орел,

e-mail:ringingbell@yandex.ru

 

Аннотация.  Современные образовательные стандарты накладывают особые требования к проведению уроков не только в общеобразовательных, но и в профессиональных учебных учреждениях. В статье представляется практический опыт проведения современного урока с учетом требований ФОС.

Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе их подготовки. Формы организации учебного процесса при профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена— это совокупность способов, методов, средств организации обучения, обеспечивающая освоение обучающимися изучаемых образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС.

Особенность стандартов нового поколения заключается в том, что обучение должно носить практикоориентированный характер, основной задачей при этом является развитие личности учащегося, формирование в нем готовности к переобучению  в течении всей жизни, в зависимости от складывающейся ситуацией на рынке труда . Это накладывает особые требования к ведению урока, его формам и методам. В современном уроке взамен традиционных результатов обучения «знать, уметь, владеть навыками» вводятся универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа формирующая универсальные учебные действия. В ней большое внимание уделяется самостоятельной деятельности учащегося, как основы достижения результатов обучения.

Не смотря на отказ от традиционных результатов обучения современный урок, должен отражать владение преподавателем классической структуры, но с применением собственных творческих наработок при его постановке, технологии подачи и тренинга. Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Изменяются и технологи обучения, в учебный процесс происходит внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), это открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету как в общеобразовательном учреждении так и в профессиональном образовательном учреждении. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой [1]

Требования нового стандарта, для практикующих преподавателей, не являются абсолютно новыми. При создании современного урока необходимо ориентироваться на следующие критерии:

1.Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока.

2.Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

3.Мотивация познавательной деятельности  на уроке.

4.Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.[2]

Преподаватель в сложившихся условиях должен направлять обучающихся на «верный путь» достижения результатов, учить действовать самостоятельно, формировать интерес к процессу обучения. Известно, что наибольшей активностью обучающиеся обладают на практических занятиях, поэтому на их основе рассмотрим формирование УУД в рамках современного урока.

Уроки-практикумы не только усиливают практическую направленность обучения, но и тесно связаны с изучаемым материалом. Это способствует его неформальному усвоению. Основной формой их проведения являются пактические занятия и лабораторные работы. С их помощью учащиеся упражняются в практике применения теоретических знаний. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. Каждая из групп выполняет свой вариант, отличный от других. Для установления последовательности действий обучающегося составляется инструкция, которая отражает  поэтапно способ достижения учеником требуемых результатов. Учитывая упор на самостоятельную составляющую учащихся, традиционные этапы урока- практикума в современных условиях будут выглядеть следующим образом.

Таблица 1. Отличия традиционного урока-практикума от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Преподаватель проводит фронтальный опрос

На основе поставленных целей и задач, студенты вспоминают информацию, необходимую в данной теме

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Примером может служить проведение урока-практикума по предмету «Программирование для автоматизированного оборудования»

Тип урока: Урок-практикум

Цели рока:

Обучающие

- отработать приемы программирования перемещения инструмента на участках содержащих интерполяции;

- выработать навыки сознательного программирования геометрической информации.

Развивающие

- развивать умение работать в заданном темпе;

- способности анализировать, логически мыслить; работать в группах.

Воспитательные

- содействовать формированию ответственности за принятое решение, интереса к предмету;

- обеспечить условия для развития умений устанавливать связь между теоретическим и практическим материалами.

Рисунок 1 – Проведение урока-практикума

Обеспечение занятия:

Наглядный материал: презентация PowerPoint, образцы деталей.

Технические средства: проектор, ПК.

Раздаточный материал: справочная документация, методические указания, бланки отчета, задания для самостоятельной работы.

Ход урока:

Организационный этап:

Приветствие, проверка готовности, распределение ролей в группах, определение темы, целей и задач практикума в форме фронтального опроса. Преподаватель задает вопросы, а студенты отвечая на них формулируют тему, цель.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

- краткое повторение изученных теоретических понятий в форме беседы;

- показ видеоряда, обработки деталей на различных станках с ЧПУ, заострение внимания на поверхностях, имеющих в своем составе различные способы интерполяций;

- дополнение инструкции по программированию на основе общей структуры кадров для интерполяций;

- составление плана действий, для формирования участка управляющей программы , содержащего интерполируемый участок.

Мотивация учебной деятельности учащихся:

- демонстрация образцов деталей плазменной, лазерной и электроэрозионной обработки;

- нахождение участков различных типов интерполяции у них.

Выдача необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования: раздать задания; бланк отчета; инструмент( маркер).

Выполнение работы учащимися в микрогруппах и составление отчета:

- выбор и нанесение осей координат на чертежах деталей;

- определение и расчет опорных точек;

- прорисовка траектории перемещения инструмента.

Рисунок 2 – Работа студентов в микрогруппах

Проверка полученных результатов: проверка производится в форме решения обратных задач, т.е. группы меняются рукописями управляющих программ и по ним составляется траектория перемещения инструмента.

Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы:

- Оценивается степень соответствия полученного контура детали с заданным;

- делаются выводы в случае нахождения ошибки;

- проводится рефлексия, для этого на доске имеется изображение мешка, студенты отвечают на вопросы преподавателя о степени усвоения практического материала, и в виде смайликов оценивают его. Таким образом собирается «мешок улыбок».

 

 

Рисунок 3 – «Мешок улыбок»

- домашнее задание- запрограммировать участки интерполяции контуров рассчитанных ранее опорных точек в абсолютной и относительной системах.

Подобное ведение практического занятия помогает отработать приемы необходимые в дальнейшей профессии, выработать навыки сознательного подбора теоретического материала для решения задачи, учащиеся лучше развивают способности анализировать и логически мыслить, работать в заданном темпе, общаться внутри группы и брать ответственность за свои действия. Это соответствует общим и профессиональным компетенциям, заложенным в стандартах ФОС. Микрогруппы , на которые разбиваются студенты, являются моделью небольшого трудового коллектива, где не смотря на личные симпатии, необходимо решать конкретные трудовые задачи. Соревновательный момент между ними стимулирует работоспособность. Роль преподавателя сводится к координации действий студентов, направлении их мышления с помощью наводящих вопросов, замечаний и сравнений в необходимом направлении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методическое пособие Созданию современного урока по ФГОС/ Т.Ю. Бутурлакина / [Электронный ресурс] https://doc4web.ru/pedagogika/metodicheskoe-posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos.html.

2. Что значит слово «эффективность»? Критерии эффективного урока/ Методические рекомендации / [Электронный ресурс] // http://alekscdt.narod.ru/urok.html

3. Типы уроков в зависимости от формы их проведения / [Электронный ресурс] // http://inf777.narod.ru/smykovskaya/type_lessons.htm

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 862 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика