Четверг, 09.05.2024, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

УДК 37.013.32

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ  В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

 

С.Р. Бондарева, к.э.н,  ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,

 А.Ю. Бондарева , аспирант ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,

е-mail: bs1503676@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье исследована роль деятельностного подхода в формировании профессиональных компетенций, раскрыта технология и алгоритм проектного обучения как одного из методов деятельностного подхода, определены основные преимущества проектного обучения, показана  роль преподавателя в процессе реализации технологии проектного обучения.

Образовательная деятельность в вузе должна быть направлена на формирование активной позиции студента,  которая непосредственно связано с развитием   и  активизацией познавательной деятельности обучающихся.

В рамках реализации Стратегии модернизации профессионального образования одним из средств формирования профессионально-познавательного интереса является деятельностный подход к обучению.

Деятельностный подход  как ведущее направление к обучению определяется в работах отечественных психологов и педагогов: В.В. Давыдова, Е.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.

 Реализация деятельностного подхода обеспечивает ориентацию учащихся на освоение умений  и  обобщённых способов деятельности, способствующих как общему, так и профессиональному их развитию.

Основное содержание этого подхода составляет проектирование:

- образовательных целей в действиях обучаемого;

- содержания обучения – в виде предметных и учебных задач, адекватных спроектированным целям;

- активных методов, средств и форм организации учебной деятельности.

 Идея использования проектов в обучении зародилась ещё в начале XX в. Основоположником метода проектов считают американского философа-прагматика, психолога и педагога Джона Дьюи. Он предложил модель новой школы – «школы активности», «школы труда». Знания и учебные предметы не рассматривались им как самоцель, а выступали средствами развития личности учащегося [1].

В России в своей педагогической деятельности проекты использовали С.Т. Шацкий, В.А. Герд, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский.

Понятие проектирование применялось А.С. Макаренко. Он обращал внимание на проектирование личности на основе учёта целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника.

Вопросами педагогического проектирования занимались такие учёные, как Н.Г. Алексеев, В.Е. Родионов, Л.И. Новикова, В.М. Степанов.

 Большой вклад в развитие теории проектирования вносит Г.Л. Ильин. Он отмечает, что в современных условиях «возникает необходимость в новой парадигме образования, основой которой становится идея о превращении образования в социальный институт, не только транслирующий и воспроизводящий культурный опыт, но и производящий новые знания и новый социальный опыт» [2]. « Образование – это проектирование человеком своей жизнедеятельности, сфера образования – это область социальной жизни, в которой созданы условия , необходимые для такого проектирования» [2].

В.В. Сериков исследует проблемы педагогического проектирования в связи с разработкой концепции личностно-ориентированного образования. « Он подчёркивает, что при личностно-ориентированном образовании элементом проектирования становится событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, само проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика, преподавателя и студента. Диалог выступает не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании [3].

Таким образом, анализ научной литературы по вопросам проектной деятельности показал, что вопросы проектирования в большей степени рассмотрены и реализуются на практике по отношению к деятельности учащихся в общеобразовательной школе и в меньшей степени рассматриваются и реализуются по отношению к студентам  в процессе профессиональной подготовки специалиста. Хотя именно в профессиональном образовании  проектирование  должно стать одной из форм организации учебно-профессиональной деятельности студентов.

Проектирование в образовательном процессе может, носит как общий, так и частный характер. Если проектирование затрагивает вопросы  проектирования системы профессиональной подготовки студента то, такое проектирование носит междисциплинарный характер, занимает длительное время и включает в себя различные виды деятельности – учебную, научно-исследовательскую, профессиональную в период практик. Продукт, создаваемый, в результате этой деятельности начинает реализовываться и  может корректироваться и изменяться в соответствии с новыми условиями.

Если проект, касается какой – либо проблемы в рамках отдельного курса или внеучебной деятельности студентов, то проектная деятельность имеет частный характер, продолжается в течение короткого периода времени. Деятельность в рамках выполнения проекта направлена на создание конкретного продукта-проекта, модели, сценария. Реализация такого проекта заканчивается публичным выступлением с презентацией и анализом полученных результатов, что позволяет выдвигать новые проблемы и определять новые проекты.

Раскрывая вопросы проектирования как вида  деятельности необходимо обратить внимание на общие характеристики:

- проектирование направлено на создание новых продуктов ;

- в основе проектирования лежит  логический анализ того, что должно быть;

- субъектом проектирования является сам обучающийся;

- проектная деятельность оказывает влияние на развитие студента как личности, раскрывая его способности, обеспечивая творческое взаимодействие студентов и преподавателей;

- диалог  выступает в проектировании способом жизнедеятельности;

- проектирование связано с технологизацией образования и предполагает достижение результатов с гарантированным эффектом.

Сегодня проектирование понимается как деятельность, направленная на создание новых объектов с заранее заданными характеристиками при выполнении ограничений - экологических, технологических, экономических.  Обучение в процессе работы над определёнными проектами становится основным способом подготовки кадров. И.А. Зимняя в своих работах отмечает, что «проектное образование направлено на  формирование проектной культуры обучающихся, являющейся общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления» [2].

В современном технологическом образовании проектная культура становится особой культурой мышления, сущность которой постигается благодаря методам проектирования и средствам познания, или проектному подходу, базирующемуся на обучении через проектную деятельность.  В научных исследованиях отмечается, что освоить проектирование как самостоятельный вид деятельности возможно только в процессе специально организованного обучения. Обучение, основанное на проектирование, по мнению В.П. Овечкина и А.Е. Причинина, есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, позволяющего снимать противоречие технологического этапа современного общественного развития вообще и технологического образования в частности [1]. Используемый в технологическом образовании проектный подход становиться своеобразным инструментом формирования личности обучающегося.

Проектная деятельность сопровождает изучение обучающимися отдельных дисциплин или модулей, имеющих творческую или практическую направленность. Для этого разрабатываются комплексы заданий пропедевтического  характера, с включением элементов проектной деятельности, и собственно проектные задания по данным дисциплинам, направленные на формирование готовности обучающихся к проектной деятельности. Через выполнение творческих проектов студенты глубже осваивают содержание дисциплин, у них появляется мотивация к обучению, связанная  с осознанием важности ее значения для их профессионального и личностного совершенствования. Благодаря проектному подходу обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности студентов. В процессе проектной деятельности у студентов формируются профессиональные и ключевые компетенции, развиваются способности к применению своих знаний в определённой профессиональной ситуации. Проектный подход позволяет сфокусировать внимание студентов на самом  исследовании и решении какой либо конкретной проблемы.

Алгоритм выполнения обучающимися учебного проекта состоит из нескольких этапов: выявление проблемы (технической, педагогической, социальной); её формулирование и определение объекта проектирования (изделие, учебный процесс, содержание обучения); проведение исследований, выявление и анализ существующих объектов-аналогов, связанных с выявленной проблемой и разрешающих её на том или ином уровне качества; определение требований к объекту проектной деятельности; разработка идей решения проектной проблемы и выбор лучшей; детальная проработка выбранной идеи (подготовка конструкторско-технологической документации, разработка методико-дидактического обеспечения); реализация проекта на практике (учебной, технологической); анализ и оценка проектной деятельности [2].

В процессе разработки реализации учебных проектов студенты осваивают алгоритм преобразовательной деятельности, приобретают новые знания и умения, учатся их интегрировать  и использовать в практической деятельности. Исходя из этого,  реализация учебного  проекта может быть направлена на достижение когнитивных, оргдеятельных и креативных целей, содержание которых раскрыто в таблице 1.

 Таблица 1- Виды целей учебного проекта

Виды целей

Содержание целей

Когнитивные цели

 Цели, которые направлены на познание объектов окружающей реальности, изучение методов решения возникающих проблем, приобретение навыков  работы с первоисточниками,  организация эксперимента и проведение опытов

Оргдеятельные цели

 Цели обеспечивающие приобретение навыков самоорганизации, умение определять цели, планировать деятельность, умения работать в команде и участвовать  в дискуссии

Креативные цели

Творческие цели, характеризующиеся процессами конструирования, моделирования, проектирования.

 

При организации проектного обучения изменяется роли как преподавателя, так и студента.  Преподаватель  в большей степени выступает в роли  консультанта, сокращаются его функции передачи знаний в готовом виде.

Организация метода проектов требует от преподавателя такой деятельности, при которой обучающийся в процессе занятий смог раскрыть свой творческий потенциал. Практически это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных  задач для решения их обучающимися.

 Таким образом, развитие проектного обучения представляется одним из приоритетов развития современного профессионального образования. Проектное обучение позволяет формироваться особой культуре мышления инженеров-проектировщиков начиная с самого начала обучения специальности, одновременно формируя и исследовательские  навыки.

Следовательно, внедрение проектной деятельности в рамках деятельностного подхода обеспечивает:

- прозрачность целей учебного курса;

- конкретизацию способ описания учебных результатов на языке ключевых компетенций;

- согласованность целей и процедур оценивания в конкретном учебном курсе;

- глубокое осознание целей и смыслов его профессиональной деятельности.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: дис., д-ра пед. наук, Казань, 1995 г.
  2. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М.,1998 г.
  3. Прокофьева Л.Б. взгляд на качество образования с позиций методического подхода // Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. Осмоловской. – М.: ИТи ИП РАО, 2004.

 

 

 

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 869 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика