Четверг, 09.05.2024, 17:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

Практико-ориентированный подход в образовании студентов СПО

УДК 377.112.4

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СПО

 

О.А. Петракова, преподаватель,

ФСПО, Политехнический институт имени Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел

 

Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос о решении проблемы трудоустройства выпускников среднего профессионального звена.

Наиболее высокий жизненный уровень имеют не те страны, у которых имеются богатые природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры.

С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций

На сегодняшний день часть выпускников получивших образование  не могут устроиться на работу  по специальности.  Практика трудоустройства в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы

         На этом основании  можно считать, что в  профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.

Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

Таким образом, можно добиться следующего:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;

- предоставление  равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы;

- возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.

В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков  студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества отраслевых и региональных рынков. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.

Такой подход в профессиональном обучении направлен на приближение образовательного учреждения к потребностям практики и жизни. А так же  позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.

Традиционная система подготовки специалистов в средней профессиональной школе не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, тесно связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности.

В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду.  С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности,  знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.

В-третьих,  процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной  практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма.Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией.

А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить  содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих  работников.

Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты.

Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Задача преподавателей  сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности на базе конкретного производства; освоить профессиональные  и общие компетенции по виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретного производства. 

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Но мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка выпускников к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.

2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.

3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.

4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .

 

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 2471 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика