Четверг, 09.05.2024, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

Практико-ориентированные технологии обучения в образовательном процессе «Университетского лицея»

УДК 378.4

Практико-ориентированные технологии обучения

 в образовательном процессе «Университетского лицея»

 

Ю.В. Гришина, канд.пед.наук, директор Центра углубленной профильной подготовки учащихся «Университетский лицей»,

ФГОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл,

e-mail: grishinayuliyav@yandex.ru

 

Аннотация. Технологии практико-ориентированного обучения рассматриваются как механизм особого взаимодействия педагога и учащегося системы довузовского образования, в результате которого изменяется акцент в учебной деятельности, меняются приоритеты с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей, возможностей и профессионально-образовательных предпочтений.

Новые требования к результатам освоения учащимися основных образовательных программ в организациях среднего общего и высшего образования, обусловленные внедрением компетентностного подхода и введением федеральных государственных образовательных стандартов, выводят на первый план проблему их системной взаимосвязи и преемственности. Как следствие, это требует изменения образовательной деятельности в структурах довузовской подготовки университета в методологическом, содержательном, процессном и организационном планах.

Анализ общепризнанных формулировок определения «довузовское образование» выявил, что в их основу положено толкование категории «образование», отражающее ключевую идею когнитивно-информационной (знаниевой) парадигмы образования [1]. «Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования несколько десятилетий строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «знания - умения - навыки», причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом: именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки» [4]. Новая парадигма развития образования предполагает универсализацию образования, включающую обучающегося в непрерывный континуум знаний, ценностей, отношений, умений и компетенций. Становится очевидным, что в условиях смены образовательной парадигмы и многообразия инноваций в общем и профессиональном образовании требуется смещение конечной цели довузовского образования с «ЗУНов» на формирование компетентностей, дополнения традиционной триады дидактической единицей «опыт деятельности». Выражая авторскую позицию, заметим, что принятие компетентностного подхода в качестве основного направления модернизации довузовского образования не преуменьшает традиционное значение приобретаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков, но акцентирует внимание на формировании ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, ориентации обучения на максимально полный учет возрастных и индивидуальных особенностей, сочетая при этом интересы личности, общества и государства. В этой связи в основу «перестройки», инновирования довузовского образования как подсистемы многоуровневого непрерывного  образования должен быть положен принцип усиления его практической направленности при сохранении фундаментальности.

            Рассматривая довузовское образовательное пространство как пространство интеграции общего, профессионального и дополнительного образования, мы выделяем следующие подходы к его практико-ориентированному построению:

  1. создание условий для непрерывности и преемственности образования, целостности и системности процесса формирования у обучающихся общих (ключевых), профильных (метапредметных), предметных компетенций, приобретения опыта деятельности, являющихся основой профессиональной компетентности будущего специалиста;
  2. отбор профессионально-ориентированного содержания довузовского образования,  основанного на дифференциации с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающего углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей (профильное обучение) с широкими возможностями для построения индивидуальных образовательных траекторий;

3) внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у учащихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, опыта, обеспечивающих готовность и способность к продолжению  образования по профилю подготовки;

4) включение в дополнительные общеразвивающие программы  пропедевтических курсов, профориентационных учебных занятий с целью погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми работодателями, мотивированности приобретения основ профессиональной компетенции в процессе обучения;

5) вовлечение учащихся в инновационные формы квазипрофессиональной деятельности с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

         С учетом вышеизложенного, ориентация на новые цели требует изменения не только организации содержания довузовского образования, но и опорных дидактических средств (процедур, операций, приемов), обеспечивающих в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям. По сути, речь идет о проектировании технологий обучения, позволяющих наиболее эффективно и с гарантированным качеством решать задачу практико-ориентированности довузовского образования. Отвечая цели настоящей публикации, остановимся детальнее на рассмотрении опыта внедрения практико-ориентированных технологий обучения в образовательный процесс Центра углубленной профильной подготовки учащихся «Университетский лицей» ОГУ имени И.С. Тургенева.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание педагогами условий, в которых обучающийся имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе [2]. Принимая за основу определение технологии обучения (как процесса), сформулированное П.И. Образцовым [3], под практико-ориентированной технологией довузовского обучения мы понимаем последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющую в совокупности целостную дидактическую систему, реализацией которой в процессе довузовского образования достигается формирование общих, профильных, предметных компетенций, опыта практической деятельности учащихся, обеспечивающих их готовность и способность к продолжению образования по избранному профилю подготовки.

В такой трактовке практико-ориентированные технологии обладают следующими характеристиками:

  1. обеспечивают мотивацию непрерывного профессионального образования, создания собственной стратегии поведения, носящей поливариантный характер своих проявлений;
  2. обеспечивают переход от предметной к профильной (метапредметной) организации содержания довузовского образования;
  3. обеспечивают переход от преобладания адаптивной к креативной форме активности учащихся;
  4. обеспечивают переход от формирования разобщенных предметных знаний, умений, навыков к формированию основ профессиональной компетентности.

Исходя из данного определения, к практико-ориентированным технологиям обучения целесообразно отнести, прежде всего, широко используемые в образовательной деятельности педагогов «Университетского лицея» интерактивные технологии:

игровые технологии (деловая учебная игра, имитационная игра, организационно-деятельностная игра, ин-баскет, ассессмент-центр),

технология проектного обучения (исследовательский, практико-ориентированный, социальный, творческий проекты),

деятельностные технологии (технология проблемно-диалогового обучения, ситуационного обучения (Case-study), технология развития критического мышления, технология продуктивного чтения),

технологии саморегулируемого учения (когнитивно-ориентированные, деятельностно-ориентированные), витагенные технологии обучения.

Кроме того, продуктивности практико-ориентированного обучения способствуют технологии дифференцированного обучения, технология концентрированного обучения, технология модульного обучения, технология совместного (коллаборативного) обучения, отражающие специфику образовательного процесса при организации профильного обучения в  структурах довузовского образования университета. Данные технологии преемственны и взаимодополняемы.

Рассмотренные практико-ориентированные технологии обучения направлены, прежде всего, на повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к непрерывному образованию. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в реальных ситуациях учебно-профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество довузовского образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гришина Ю. В. Довузовское образование в категориально-понятийном аппарате педагогики // Образование и общество. 2016. №3 (98). С.49-53.
  2. Старовойтова Ж.А. Практико-ориентированные педагогические технологии: теоретико-методологический аспект [Электронный ресурс] // Сайт presentaci.ru. URL: http://presentaci.ru/prezentacii-po-pedagogike/8653-praktiko-orientirovannye-pedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография // колл. авт.; под. ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011.
  4. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. №1. С.89-93

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 1959 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика