Четверг, 09.05.2024, 21:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Организация практико-ориентированного обучения » 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании

Формирование общекультурных компетенций на основе проектной деятельности

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

О.А. Бородина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: oldi17@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье обосновывается целесообразность применения проектной деятельности в учебном процессе для формирования общекультурных компетенций у студентов технических специальностей СПО.

Социально-экономические преобразования в российском обществе, активизация международных связей, превращение индустриального общества  в информационное, изменение роли людей в системе производственных и общественных отношений повышают потребность общества в высококультурном мобильном специалисте. В таких условиях происходит смена приоритетов, появляется новый идеал студента, обладающего общекультурными компетенциями. Именно общекультурные компетенции определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни,  формируют одно из главных качеств, которое должен приобрести обучающийся - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.

Компетенции, в том числе общекультурные - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, их  перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень общекультурных компетенций (ОК) основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Для формирования общекультурных компетенций успешнее всего, на наш взгляд, применение проектной деятельности. Она широко применяется в современном образовательном процессе и дает хорошие результаты.  Проектная деятельность строится на следующих принципах: коллективная деятельность; самостоятельность; творчество; аутентичность учебных материалов. 

Когда мы говорим о проектной деятельности,  то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка проблемы должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Проектирование начинается с выбора проблемы.  Перед началом работы определяется структура проекта, которая может иметь несколько стадий:

1. Анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи проекта, конкретизация проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в серию задач. На данном этапе работы над проектом возможно формирование таких общекультурных компетенций, определенных ФГОСТ для технических специальностей СПО, как: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. Реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, собственно реализация проекта. В процессе работы над проектом у студента формируются и развиваются такие ОК, как: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Если в процессе сбора информации требуется изучить иноязычные источники, то студенты углубляют знания по иностранному языку.

3. Подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

4. Рефлексия: обсуждение проекта, выводы, выдвижение новых проблем исследования, оценка достигнутого результата. Формирование общекультурных компетенций входит в стадию оценки и рефлексии, когда о степени их сформированности у различных студентов уже можно судить, делать определённые выводы и корректировать результаты. Важной частью любого проекта, да и вообще любой учебной деятельности должна быть активная рефлексия студентов после создания готового продукта обучения. Она позволяет студентам продуктивно продвигаться по образовательной траектории, исправляя ошибки, выбирая направление дальнейшей деятельности.

В процессе организации учебно-познавательной деятельности студентов на основе проектной деятельности, можно применять разные  виды проектов.  По доминирующим в проекте методу или виду деятельности -  исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.д., что увеличивает долю интерактивных форм проведения занятий. По предметно-содержательной области - монопроект и межпредметный проект. По характеру координации проекта: с явной координацией и со скрытой координацией. Причем проекты со скрытой координацией больше способствуют формированию самостоятельности студентов, их ответственности. По характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, одной группы, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний или региональный, международный. При этом развиваются коммуникативные компетенции студентов,  формируется толетантность к представителям других культур и национальностей.

По количеству участников проекта выделяют проекты личностные, парные, групповые. Правильно организованная совместная деятельность представляется благоприятной для возможности научиться сотрудничеству; развития коммуникативных, лидерских способностей; подготовка к самостоятельной жизни в сообществе людей; преодоление трудностей общения и повышения уровня подготовленности группы. Работа в группе способствует формированию такой ОК, как: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.  Индивидуальные проекты способствуют формированию  навыков самостоятельной работы, когда и замысел и его выполнение полностью зависят от творчества студента. 

Проектная деятельность в учебном процессе позволяет сделать обучение максимально эффективным, т.к. подразумевает самостоятельную творческую деятельность учащихся. В процессе проектной деятельности создаются условия для формирования общекультурных компетенций, определённых потребностями развития современного общества. Перечень общекультурных компетенций корректируется в зависимости от специальности, но универсальность проектной деятельности позволяет подготовить студентов к любым реалиям трудовой и социальной жизни в современном обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игнатьева Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе. Режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2011/ped17.html

2. Леонова,   Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза [Текст] / Е.В. Леонова //   Высшее образование в России. - . 2010. - № 2. -   С.124-131.

3. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка) [Текст]: автореф. Дис….. канд. пед. наук: 13.00.02. / Моисеева Ольга Максимовна.- Москва,  1994. – 16 с.

4. Нехорошева,  А.В. Из опыта работы по проектной методике [Текст]  / А.В. Нехорошева  // Иностранные языки в школе. – 2002. - №  1. – С. 18 - 22.

5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] /  Е.С.  Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - №  2. – С. 3 - 10.

 

 

 

Категория: 1. Деятельностная педагогика в профессиональном образовании | Добавил: Zvyagina (14.12.2016)
Просмотров: 464 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика