Пятница, 10.05.2024, 02:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста

Роль воспитания студента СПО - будущего специалиста в сфере индустрии моды

УДК 377.5

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА СПО - БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ МОДЫ

 

В.А. Кондратенко, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,

г.Орел, e-mail: kondratenko-v@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье кратко рассмотрены проблемы, возникающие при воспитательной работе в процессе обучения студентов СПО специальности 24.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Воспитание и обучение по специальности 24.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделийимеют общую цель - формирование личности будущего специалистов области индустрии моды. Воспитательная работа в среднем профессиональном образовании, воспринимаемая как самостоятельная категория, руководствуется собственной целью - разностороннее развитие личности будущего специалиста с опорой на ее индивидуальность. Эта цель реализуется и в процессе обучения, но лишь частично, так как обучение имеет свою цель, оно ограничено рамками учебных планов и программ, спецификой его организации.

Закон об образовании в РФ определяет воспитание как первостепенную и определяющую функцию образования (ст.2.п.1.) В системе СПО воспитательный компонент образовательного процессаявляется обязательным требованием ФГОС к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена, что актуализирует необходимость углубленного исследования особенностей процесса воспитания в системе СПО на современном этапе.

В начале работы, после знакомства с группой, важно сформировать требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, модельера. Эти качества   необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным в манере одеваться; хорошо развитое чувство юмора; любовь к фантазированию и построения планов на будущее, открытость (по отношению другим и новому); терпимость; развитость интуиции; стрессоустойчивость; оптимизм как философия жизни и т.п.

Из мыслительных личностных качеств следует особо выделить такие: аналитичность; рефлексивность; быстрота реакции; креативность; наблюдательность; критичность мышления; целостность мышления.

Из поведенческих – коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность руководить и подчиняться, ответственность.

Личностные качества формируются, как под влиянием внутренних факторов, зависящих от самой личности (ее направленности, способностей, характера и самоконтроля), так и внешних, зависящих от окружающей среды, в которой находится личность.

Личностные качества можно сформировать за счет индивидуального развития личности. По мере того, как психологи осознавали, что идеи индивидуального развития способствуют успеху, они стали разрабатывать обучающие программы "личного роста" [1]. Разработан ряд полезных идей относительно индивидуального развития:

  • каждый несет ответственность за свое обучение;
  • воспринимая свободно высказываемые взгляды окружающих, люди формируют представление о самих себе;
  • эффект обучения выше, если знания приобретаются непосредственно, а не через вторые руки;
  • человек должен иметь шанс для личных достижений и творческой деятельности;
  • вариантов решений гораздо больше, чем обычно признается людьми;
  • эмоции и чувства играют важную роль в жизни каждого человека, мы же по недоразумению зачастую игнорируем их;
  • взаимоотношения с другими людьми часто бывают гораздо глубже, чем нам кажется;
  • чрезвычайно важно выявлять индивидуальность каждого человека.

Одной из задач преподавателя факультета СПО в современных условиях является развитие творческого потенциала студентов,для успешного воспитания, обучения, и дальнейшей профессиональной деятельности[2].

Важно формировать у учащегося уверенность в своих силах, веры в свои способности[2]. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю обычно удается достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.), т.к. отрицательные эмоции подавляют проявление творческого мышления. Необходимо стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (например таких,как своевременное и правильное выполнение и оформление лабораторных работ, изготовления заданного швейного изделия, так и в дальнейшем создания дизайнерских коллекций). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности. Стараться развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.  Особенно это касается начальных этапов обучения.

 Важнейшим условием воспитания студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность, например, такая как работа над созданием коллекции. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает мотивацию, побуждающую творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Очень ценна способность преподавателя всячески поощрять стремление студента независимо от курса, быть самим собой, его умение слушать свое "Я" и действовать в соответствии с его "советами". Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и,чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.

Таким образом, воспитание будущего специалиста связано с формированием у студентов взглядов, убеждений, качеств, ценностей, отношений, способностей. Это наиболее значимые структурные компоненты личности, которые являются ее принадлежностью и сопутствуют ей везде - в учебе, деятельности, общении, поведении, а также облегчают дальнейшую адаптацию при устройстве на предприятие или при поступлении на более высокую ступень обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.
  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.

 

Категория: 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика