Пятница, 10.05.2024, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста

Развитие коммуникативных способностей студентов среднего профессионального образования

УДК377.112.4

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Т.В. Симонова, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: ttiana1602@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проектная деятельность студентов среднего профессионального образования как средство развития коммуникативных способностей современного конкурентоспособного специалиста.

Переход на компетентностный подход, выдвигает на первое место не информированность обучающихся, а их умение решать проблемы, возникающие  при познании и объяснении явлений действительности, во взаимоотношениях людей, в оценке собственных поступков, при необходимости быстро ориентироваться на рынке труда, в ходе рефлексии собственных жизненных проблем, самоорганизации.

В условиях развивающегося личностно ориентированного обучения преподаватель посредством разнообразных педагогических приемов направляет познавательную деятельность обучающихся.

Одной из ключевых компетенций является коммуникативная способность – это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Она важна в образовательном процессе, работе, общественной жизни, при установлении личностных отношений. Она рассматривается как сложное образование, которое включает в себя следующие компоненты:

- познавательный (знания о нормах и правилах общения, знание сущностных характеристик общения);

- поведенческий (умение слушать собеседника, улаживать разногласия и конфликты, коммуникативная толерантность);

- эмоциональный (умение проявлять эмпатию, быть эмоционально уравновешенным, адекватно оценивать себя).

Одним из системообразующих  подходов, положительно влияющих на развитие коммуникативных способностей современного конкурентоспособного специалиста, является проектная деятельность.

Учебный проект дает возможность выполнять интересную работу самостоятельно, максимально используя свои способности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими студентами в виде цели и задач, когда результат этой деятельности носит практический характер.

К условиям организации проектной деятельности относятся:

  1. учет индивидуальных особенностей студентов при соблюдении технологической цепочки проектной деятельности;
  2. соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям студентов;
  3. наличие в проекте личностно значимой проблемы;
  4. значимость результатов проектной деятельности.

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов:

  1. Разработка проектного задания.
  2. Разработка проекта.
  3. Оформление результатов.
  4. Презентация.
  5. Самооценка.

Следует отметить, что в проектной деятельности максимально проявляется самостоятельность студентовв формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, ее анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействии с партнерами, где необходимо проявить высокий уровень коммуникативных способностей.

В качестве примера реализации проектной деятельности на учебных занятиях хотелось бы представить разработку проекта по теме «Процесс принятия и реализации управленческих решений».

Цель проекта: развитие навыков подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Задачи проекта:

  1. Провести экономический анализ ситуации, выявить и сформулировать проблему, требующую решения.
  2. Разработать и оценить альтернативные решения,произвести отбор критериев выбора оптимального решения, выбрать и принять наилучшее решение.
  3. Определить мероприятия для конкретизации решения и доведения его до исполнителей.

Основные этапы:

  1. Разработка проектного задания.

На данном этапе осуществляется выбор темы проекта, постановка целей. Формируются творческие группы, каждой из которых предлагается изучить конкретную ситуацию и продумать форму презентации. Обязанности внутри группы распределяются в зависимости от творческих интересов, интеллектуальных и организаторских способностей студентов. Руководит группой лидер, координирующий действия всех участников группы, которые получают роли информатора, актера, сценариста.

  1. Разработка проекта.

Этап реализации проекта в соответствии с коллективными и индивидуальными задачами, поставленными перед участниками группы. Информатор предварительно работает с текстовой информацией (специальная литература, интернет), собирая материал, необходимый для изучения проблемы. Сценарист разрабатывает коммуникативное действие, отражающее реальную проблемную ситуацию. Актеры продумывают стиль коммуникативного поведения, соответствующий сценарию проблемы.

  1. Оформление результатов.

На данном этапе студенты в процессе группового обсуждения выбирают приемлемую и адекватную форму представления результатов выполненной работы (инсценировка, статья, газета).

  1. Презентация.

На этапе презентации все группы демонстрируют результаты своей работы. Основными критериями успешности проекта можно считать следующие:

- глубокое изучение содержания проблемного вопроса;

- эмоциональная убедительность;

- оригинальность;

- активность каждого участника;

- артистизм представления информации;

- культура речи выступающего;

- умение отвечать на вопросы аудитории.

5. Самооценка.

Завершающий этап работы над проектом проходит в форме открытого обмена мнениями. Оценивание происходит с опорой на критерии успешного проекта.

Таким образом, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее формировать высокий уровень коммуникативных способностей путем развития таких умений как: умение слушать собеседника, улаживать конфликты, проявлять эмоциональную устойчивость, эмпатию, адекватно оценивать себя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев Д.А. Менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д.А. Григорьев.Электрон.текстовые данные. Москва, Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Ай Пи Эр Медиа, 2016. 114 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59252.html

2. Карданская Н.Л. Управленческие решения [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н.Л. Карданская.  3-е изд.  Электрон.текстовые данные.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.  439 c.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71206.html

Категория: 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 397 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика