УДК 377
ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.М. Големинова, преподаватель,
Факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,
e-mail: V.Goleminova1409@yandex.ru
Аннотация. В данной статье определены актуальные проблемы по подготовке конкурентоспособного специалиста в системе СПО.
ФГОС СПО для достижения нового качества образования учитывает все требования, отвечающие современным запросам общества.
В процессе исследований потребностей рынка труда при организации производственных практик студентов и вытекающая из этого оценка состояния сферы производства показали необходимость подготовки квалифицированных специалистов способных как создавать,так и работать в сложном наукоемком производстве.
Конкурентоспособность является факторомуспешного и устойчивого развития любой страны в современном мире.
Курс правительства страны на импортозамещение подразумевает не только замену товаров на отечественные, а как минимум производство товаров на территории РФ того же качества что и их импортные аналоги, с низкой себестоимостью,а также и с характеристиками товара превосходящими импортные образцы.
Выражаясь бытовым языком переместить производство на свою территорию, задействовать свои ресурсы, взамен импортного сделать хороший товар на своей территории, во первых для себя и далее вывести его на мировой рынок.
Казалось бы, все просто и некоторые отечественные компании успешно справляются с этой задачей, взять хотя бы сделку с Турцией по продаже комплексов С400, если товар того стоит его купила даже страна входящая в блок НАТО, кто же произвел эти комплексы, ответ прост – люди, а точнее высококлассные инженеры и специалисты. Они и предприятия, на которых они трудятся - конкурентоспособны. Как стать всем такими – учиться, учиться, учиться, добиваться, а добившись совершенствоваться.
Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию – формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.
Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной деятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе среднего и высшего образования создать не удается.
Обществу нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чьяконкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.
Фактором развития конкурентоспособности личности являются ее внутренняя среда, активность и потребность в самореализации.
Объектом развития являются такие характеристики личности как целеустремленность, компетентность, коммуникабельность, самосознание и добропорядочность.
Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.
Конкурентоспособная личность это не одно качество, а интегральнаяхарактеристика, включающая в себя следующие свойства и особенностиличности:
1) высокий уровень работоспособности;
2) стремление к качественному конечному результату;
3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;
4) творческое отношение к делу, труду;
5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;
6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;
7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству,сотворчеству;
8) способность к быстрому освоению нового дела;
9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Переход страны к рынку обнаружил, что существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. Постепенно стало очевидным, что развитие высшего и среднего образования определяется не потребностью общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей, причем во все большей мере безотносительно к профессии.
Однако, рост числа выпускников, в свою очередь, вызвал конкуренцию между ними за удачное трудоустройство. Современные социально- экономические условия, в которых преобладают рыночные отношения, выдвигают перед личностью, стремящейся к успешной самореализации, ряд требований. На сегодняшний момент, для того чтобы получить хорошо оплачиваемое рабочее место, для того, чтобы потом его за собой сохранить и продвинуться выше по служебной лестнице. Для того чтобы в целом достичь успеха в любой профессиональной деятельности, необходимо быть в чем-то лучше или как минимум не хуже других, т.е. быть конкурентоспособным.
В настоящее время одной из задач современного среднего профессионального образования должна являться подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста.
Необходимо ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда.
Работодателей больше всего волнует качество подготовки специалистов.
В настоящее время диагностические методики оценивания качестваподготовки представлены двумя группами:
1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;
2) оценка профессиональной компетентности будущего специалистакак личности.
Современный рынок труда требует создания таких технологий профессионального развития, которые позволят выпускникам средних профессиональных учебных заведений, входящим в мир производственной и управленческой деятельности, достичь высокого уровня конкурентоспособности. Конкурентоспособная личность должна обладать не только специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, а, прежде всего развитыми личностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты. Личностно-профессиональные качества имеют первостепенное значение в обеспечении конкурентоспособности работников.
Рынок труда ставит жесткие требования перед молодыми специалистами СПО. Сегодня наличие документа о среднем профессиональном образовании не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. Анализ современного рынка труда показал, что специалисты в возрасте до 22 лет испытывают трудности в трудоустройстве и обладают низким уровнем конкурентоспособности личности в сравнении с другими возрастными группами.В настоящее время потребность в разработке и обосновании программы формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе многократно возрастает. Конкурентоспособность рассматривается как достижение и успех молодого специалиста. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно-профессиональные качества.
Личностно-значимые и профессионально-значимые качества студента неправомерно рассматривать в отрыве друг от друга, так как личность является субъектом профессиональной деятельности. Профессиональное и личностное развитие - это два взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесса. В развитии конкурентоспособности существенную роль играет то, каким образом осуществляется профессиональное образование.
Результаты поиска эффективных систем профессионального образования были использованы рядом исследователей в построении элементов концепции профессионального образования. При модернизации отечественного среднего профессионального образования основополагающим подходом становится личностно-ориентированный подход.
Таким образомпроблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой сегодня стоят в ряду важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования.
От системы среднего профессионального образования в настоящее время требуются создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.
Сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование, направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. В мире, где экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана включать обучающихся в широкий спектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РФ «Об образовании» - М, 2013.
- Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого развития конкурентоспособности. Казань: Центр инновац. технологий, 2004.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2003. |