Пятница, 10.05.2024, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования

УДК 377

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В.М. Големинова, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: V.Goleminova1409@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье определены актуальные проблемы по подготовке конкурентоспособного специалиста в системе СПО.

ФГОС СПО для достижения нового качества образования учитывает все требования, отвечающие современным запросам общества.

В процессе исследований потребностей рынка труда при организации производственных практик студентов и вытекающая из этого оценка состояния сферы производства показали необходимость подготовки квалифицированных специалистов способных как создавать,так и работать в сложном наукоемком производстве.

Конкурентоспособность является факторомуспешного и устойчивого развития любой страны в современном мире.

Курс правительства страны на импортозамещение подразумевает не только замену товаров на отечественные, а как минимум производство товаров на территории РФ того же качества что и их импортные аналоги, с низкой себестоимостью,а также и с характеристиками товара превосходящими импортные образцы.

Выражаясь бытовым языком переместить производство на свою территорию, задействовать свои ресурсы, взамен импортного сделать хороший товар на своей территории, во первых для себя и далее вывести его на мировой рынок.

Казалось бы, все просто и некоторые отечественные компании успешно справляются с этой задачей, взять хотя бы сделку с Турцией по продаже комплексов С400, если товар того стоит его купила даже страна входящая в блок НАТО, кто же произвел эти комплексы, ответ прост – люди, а точнее высококлассные инженеры и специалисты. Они и предприятия, на которых они трудятся - конкурентоспособны. Как стать всем такими – учиться, учиться, учиться, добиваться, а добившись совершенствоваться.

Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию – формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.

Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной деятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе среднего и высшего образования создать не удается.

Обществу нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чьяконкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.

Фактором развития конкурентоспособности личности являются ее внутренняя среда, активность и потребность в самореализации.

Объектом развития являются такие характеристики личности как целеустремленность, компетентность, коммуникабельность, самосознание и добропорядочность.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность это не одно качество, а интегральнаяхарактеристика, включающая в себя следующие свойства и особенностиличности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству,сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

Переход страны к рынку обнаружил, что существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. Постепенно стало очевидным, что развитие высшего и среднего образования определяется не потребностью общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей, причем во все большей мере безотносительно к профессии.

Однако, рост числа выпускников, в свою очередь, вызвал конкуренцию между ними за удачное трудоустройство. Современные социально- экономические условия, в которых преобладают рыночные отношения, выдвигают перед личностью, стремящейся к успешной самореализации, ряд требований. На сегодняшний момент, для того чтобы получить хорошо оплачиваемое рабочее место, для того, чтобы потом его за собой сохранить и продвинуться выше по служебной лестнице. Для того чтобы в целом достичь успеха в любой профессиональной деятельности, необходимо быть в чем-то лучше или как минимум не хуже других, т.е. быть конкурентоспособным.

В настоящее время одной из задач современного среднего профессионального образования должна являться подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста.

Необходимо ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда.

Работодателей больше всего волнует качество подготовки специалистов.

В настоящее время диагностические методики оценивания качестваподготовки представлены двумя группами:

1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;

2) оценка профессиональной компетентности будущего специалистакак личности.

Современный рынок труда требует создания таких технологий профессионального развития, которые позволят выпускникам средних профессиональных учебных заведений, входящим в мир производственной и управленческой деятельности, достичь высокого уровня конкурентоспособности. Конкурентоспособная личность должна обладать не только специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, а, прежде всего развитыми личностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты. Личностно-профессиональные качества имеют первостепенное значение в обеспечении конкурентоспособности работников.

Рынок труда ставит жесткие требования перед молодыми специалистами СПО. Сегодня наличие документа о среднем профессиональном образовании не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. Анализ современного рынка труда показал, что специалисты в возрасте до 22 лет испытывают трудности в трудоустройстве и обладают низким уровнем конкурентоспособности личности в сравнении с другими возрастными группами.В настоящее время потребность в разработке и обосновании программы формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе многократно возрастает. Конкурентоспособность рассматривается как достижение и успех молодого специалиста. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно-профессиональные качества.

Личностно-значимые и профессионально-значимые качества студента неправомерно рассматривать в отрыве друг от друга, так как личность является субъектом профессиональной деятельности. Профессиональное и личностное развитие - это два взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесса. В развитии конкурентоспособности существенную роль играет то, каким образом осуществляется профессиональное образование.

Результаты поиска эффективных систем профессионального образования были использованы рядом исследователей в построении элементов концепции профессионального образования. При модернизации отечественного среднего профессионального образования основополагающим подходом становится личностно-ориентированный подход.

Таким образомпроблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой сегодня стоят в ряду важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования.

От системы среднего профессионального образования в настоящее время требуются создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.

Сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование, направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. В мире, где экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана включать обучающихся в широкий спектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об образовании» - М, 2013.
  2. Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого развития конкурентоспособности. Казань: Центр инновац. технологий, 2004.

     3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2003.

Категория: 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 1545 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика