Пятница, 10.05.2024, 01:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста

Формирование личностных качеств конкурентоспособного специалиста

УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

М.В. Ковалева, канд.ист. наук,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: lenhorlens@mail.ru

 

Аннотация. В статье даётся обзор мнений по вопросу о том, какие условия образовательной среды, формы и методы обучения и воспитания способствуют формированию конкурентоспособного специалиста.

Принятая правительством «Концепция развития образования РФ до 2020 г.»  полагает, что одной из важнейших задач в данном направлении является «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» у обучающихся, что должно повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Конкурентоспособность – «это интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме и решать проблемы профессионального роста». [3] Конкурентоспособность тесно связана с уровнем профессионализма, который, по мнению М.В. Заворчай, определяется тремя группами факторов: определённых индивидуальных особенностей, включенностью специалиста в социально-культурную среду, умением оперировать  социокультурными  нормами в процессе профессиональной деятельности. Поэтому главными плодами деятельности образовательных учреждений «должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций: в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах».[6]

Толковые словари чаще всего понимают под компетенцией круг вопросов, знания, опыт, в которых кто-либо хорошо осведомлён. Л.П. Якушкина полагает, что компетенция «включает не только знания, умения, навыки, но и мотивацию, и ценностные ориентации личности, способность видеть проблему и принимать нетрадиционные решения, самостоятельность, целеустремленность, волевые качества». Развитие этих качеств возможно в результате совершения обучающимся «определённого комплекса действий». [6] Важную роль при этом играет, по мнению автора, самостоятельная внеаудиторная работа, которая включает в себя стремление к поиску новых знаний,  умение самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, отбирать, классифицировать и систематизировать добытую информацию, применять полученные знания на практике. В процессе этой деятельности обучающиеся могут почувствовать себя самостоятельной личностью, ответственно принимающей ключевые решения.

Т.А. Хайрутдинова и А.А. Валеев считают, что формированию необходимых в профессиональной деятельности компетенций способствует использование в образовательном процессе вариативных и гибких педагогических технологий, таких как технологии индивидуализированного и дифференцированного обучения, технологии развития критического мышления и коммуникативного обучения. Данные технологии должны использоваться  в сочетании активными и инновационными методами обучения. Важно сочетать профессиональную подготовку с получением общеобразовательных знаний, ибо разрыв этого единства может спровоцировать формирование узко мыслящей и чрезмерно прагматичной личности. [6] 

Полицинский Е.В.и  Полицинская Е.В. отмечают, что профессиональные компетенции базируются на профессионально значимых личностных качествах: «Высшие учебные заведения должны учитывать социальный заказ и обеспечивать формирование нужных обществу качеств у выпускника во время обучения».[4]  Исследователями Юргинского технологического института был проведён опрос работодателей, которым было предложено проранжировать наиболее значимые качества работников по значимости. В опросе принятии участие 43 работодателя Кемеровской и Новосибирской областей.  Первые пять мест в результатах опроса работодателей заняли: ответственность, исполнительность, умение  работать с информацией, инициативность,  умение отстаивать свою точку зрения. Исследователи полагают, что эти качества возможно развить с помощью определённых форм и методов обучения и воспитания, в которых значительная часть (и в этом они согласны с Л.П. Якушкиной) отводится самостоятельной работе. Так, ответственность и исполнительность они советуют развивать с помощью написания конспектов, работы координатором в группе, решения задач, в которых информация представлена в виде диаграмм, графиков и таблиц, а умение отстаивать свою точку зрения – с помощью участия в дебатах, выступления с докладами и деловых играх. [4] 

О.А. Сорокина считает, что возникновение значимых личностных качеств неразрывно связано с мотивацией поведения человека, а конкурентоспособного специалиста, в первую очередь,  - с «мотивацией достижения». «Мотивация достижений» подразумевает наличие у человека таких моральных качеств, как терпение  и настойчивость, которые помогают человеку упорно добиваться повышения своего мастерства, не боясь ответственности. Она направлена на достижение успеха, поддержание своих знаний, умений на высоком уровне развития. «Мотивация достижения» находится в тесной связи с способностями и интересами человека, которые заставляют его избирать для себя наиболее перспективное из направлений деятельности, исходя из собственных возможностей. Развитие «мотивации достижения» О.А. Сорокина считает возможным через решение обучающимися профессионально-ориентированных задач. Профессионально - ориентированная задача – это задача, которая представляет собой «модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности…, а исследование этой ситуации способствует развитию у обучающихся определённых умений». Процесс её решения, по мнению
О.А. Сорокиной, должен включать в себя следующие этапы: восприятие объекта, его осмысление, формирование знаний, их усвоение и преобразование. [5]

С.Ю. Лаврентьев, В.А. Комелина и Д.А. Крылов дополняют перечисленные методы и формы обучения и воспитания, способствующие развитию соревновательной, мотивированной учебно-познавательной деятельности, такими формами интерактивного обучения как лекции проблемного содержания, семинары-тренинги и семинары-дискуссии, игровое проектирование, метод самооценки.

Важной деталью среды, в которой должен формироваться конкурентоспособный специалист, вышеперечисленные исследователи считают опыт социально-образовательного партнёрства с представителями работодателей. Работодатели должны принимать участие  в «экспертной оценке и корректировке учебных рабочих планов и программ, руководстве курсовым и дипломным проектированием, проведении научно-практических мероприятий (учебных практик, инновационных проектов, конференций, круглых столов, мастер-классов), итоговой государственной аттестации, организации трудоустройства выпускников». [2] 

Как видим, только объединение профессиональной, социальной  и личностной подготовленности может предоставить выпускнику профессионального учебного заведения возможность выступить в качестве  конкурентоспособного специалиста  на современном рынке труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Заворчай, М.В. Зарубежный опыт овладения коммуникативными умениями будущим менеджером. // Успехи современного естествознания.  2007. №11. С.87 – 89.

2.Лаврентьев С.Ю., Комелина В.А., Крылов Д.А. Организационно - педагогические условия формирования профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза. // Вестник Марийского государственного университета. – 2016. Т.10. №3(23). С. 15 – 18.

3. Павленко О.А. Структура формирования и оценки подготовки подготовки конкурентоспособного специалиста. //Вестник «Орлеу» - kst. 2015.  №2(8). С.36-39.

4. Полицинский Е.В., Полицинская Е.В. Личностные качества при построении успешной профессиональной карьеры. //Успехи современного естествознания. 2015. №9. С.365 – 368.

5. Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов через профессиональные задачи. // Встник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2015. №1. С.193 – 195.

6. Хайрутдинова Т.А., Валеев А.А. Педагогические условия формирования конкурентоспособности студентов средствами дисциплин гуманитарного цикла  в образовательном пространстве  ССУЗ. // Фундаментальные исследования. 2013. №10. С.428 – 431.

7. Якушкина Л.П. Развитие ключевых компетенций специалиста в процессе внеаудиторной самостоятельной работы в вузе. // Научные исследования в образовании. 2007. №1. С.154-155.

Категория: 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика