Воскресенье, 28.04.2024, 11:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста

Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи (по материалам социологического опроса)

УДК 37.034

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

Г.Д. Дорохова, заместитель директора по СВиВР, канд. пед. наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

е-mail: dekdor@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у студенческой молодежи и их отношение к таким понятиям как патриотизм, социальная активность, патриотическое воспитание.

Проблема молодежи является одной из основных, потому что - это завтрашние взрослые, от поступков и действий которых будет зависеть облик будущего мира. И будет ли этот мир культуры и ненасилия, основанный на принципах взаимного уважения, миролюбия, справедливости, стремлении сохранить планету, на которой мы все живем, или это будет совершенно противоположный мир, зависит от того, на каких культурных, нравственных и других ценностях воспитывается наша молодежь. От того, что складывается в их сознании как «нормальное, естественное» или «хорошее», и что оценивают они как «плохое».

На сегодня можно отметить несколько важных аспектов, которые волнуют всех родителей, общественность в целом:

- ухудшение состояния здоровья молодого поколения;

- снижение возможностей участия молодежи в экономическом развитии;

- падение ценности труда;

- криминальное влияние на молодежь;

- кризис нравственных идеалов и ценностей, культивирование сиюминутных удовольствий поведения;

- усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего;

- массовое распространение алкоголизма и наркомании среди молодёжи.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, уважающий духовные и культурные традиции нашего народа. Нам всем хотелось бы воспитать таких детей, чтобы они любили свою родину, почитали родителей, были добрыми и отзывчивыми, творческими и компетентными людьми. Необходимо вовремя исправить неправильное представление о мире и отношение к нему молодежи, развивая в ней самые лучшие человеческие качества - умение уважать жизнь других людей, быть открытым и щедрым душой человеком. На наш взгляд необходимо заложить в сознании молодых людей основные жизненные принципы, в том числе и принципы толерантного отношения к людям.

Студенческая молодежь в наибольшей степени социально мобильна и восприимчива к новым идеям. Но в то же время в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низка мотивация к участию в общественно-политической деятельности. Для молодых людей сегодня, к сожалению, характерна определенная неразборчивость в выборе средств при достижении цели, категоричность суждений и правовой нигилизм, которые, становясь объектами целенаправленных манипуляций со стороны деструктивных сил, провоцируют асоциальное поведение отдельных групп молодежи. Поэтому в работе со студенческой молодежью необходимо в первую очередь обратить внимание на создание условий для интеграции молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития страны.

Взгляды и ценности молодого поколения формируются в условиях резкого расслоения общества, национальных конфликтов и других негативных факторов на фоне снижения общего уровня образования и культуры. В связи с этим существенная часть молодежи, как показывают социологические и другие исследования, не удовлетворена имеющимися у нее возможностями самореализации и не видит перспектив их улучшения, что, в частности, побуждает и ее действовать в рамках стратегии «жить одним днем». Это, в свою очередь, сказывается на ее отношении к участию в жизни общества и государства, а также на ее взглядах относительно собственной семьи, старшего поколения, культуры, религии и т.д.

В филиале работает бюро социологических исследований, которое проводит опросы среди студентов и взрослого населения. С целью выяснить, является ли патриотизм значимой ценностью современной молодёжи, какое содержание вкладывает студенческая молодёжь в это понятие, в Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева было проведено анкетирование студентов высшего и среднего профессионального образования. В опросе приняли участие 158 студентов. Из них 51% - студенты СПО, 49% - студенты ВПО. Юноши – 45%, девушки – 55% по выборке. Была также опрошена контрольная группа взрослых респондентов (38 человек) – родителей и преподавателей – по аналогичной анкете. Результаты исследования, безусловно, не могут служить основанием для масштабных выводов, но дают интересную информацию для размышления.

Так, при ответе на вопрос «Развито ли чувство патриотизма у современной молодёжи?» мнения респондентов разделились: 44,3% полагают, что современная молодёжь патриотична, а 55,7% полагают, что современная молодёжь лишена чувства патриотизма. Взрослые респонденты более критичны в оценке патриотических чувств современной молодёжи: около 70% респондентов полагают, что чувство патриотизма у нашей молодёжи не развито.

Наш опрос показал, что только незначительная часть молодежи (12%) считает, что патриотизм изжил себя и не относит его к числу основных ценностей. Абсолютное большинство молодых респондентов (61,4%) полагает, что молодёжь должна быть патриотичной. Но в то же время, молодые респонденты весьма критически оценивает ситуацию с состоянием патриотического воспитания молодёжи. 45,5% молодых респондентов полагают, что ситуация с формированием патриотического сознания молодёжи за последние годы ухудшилась, 14,6% думают, что она не изменилась, и только 6,3% считают, что улучшилась. Остальные 33,5% респондентов затруднились оценить ситуацию с формированием патриотического сознания молодёжи на данном этапе.

Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия «патриотизм»? Долгое время в сознании россиян патриотизм ассоциировался в первую очередь с «готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины». В «Толковом словаре» В. Даля патриотом называется «любитель Отечества, ревнитель о благе его». В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Подобное понимание патриотизма характерно и для современной молодёжи. При этом содержание понятия «патриотизм» для неё не имеет уже государственно-державного характера. Так, только 8,2% респондентов считают, что «быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности». Для большинства (48,1%) патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине, вплоть до готовности отдать свою жизнь за неё». У молодого поколения формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин: 41,1% респондентов полагают, что «быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности».

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины. Наш опрос показал, что только половина молодых респондентов испытывают эту гордость в той или иной степени. Другая же половина не испытывает этой гордости. Более всего наши студенты гордятся историческим прошлым своей страны – 64,5%, спортивными победами – 33,5%, военной мощью своей страны – 27,8%, её статусом великой державы – 23,4%. Тех, кто выбрал вариант «ничего не вызывает гордости» абсолютное меньшинство – 8,2%. Среди старшей группы респондентов гордость прежде всего вызывает историческое прошлое (57,9%), спортивные победы (23,7%) и научные достижения (18,4%). Среди взрослых больше группа респондентов, у которых уже ничего не вызывает гордости – 10,5%.

Насколько пассивна российская молодежь в политической и общественной жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, мы используем результаты разового социологического опроса студентов Ливенского филиала. Опрос проводился методом анкетирования. Всего было опрошено 100 респондентов. Из них: 52% составили юноши и 48% - девушки. Основной целью исследования было выявление уровня социальной активности современной студенческой молодёжи и выявления тех факторов, которые оказывают существенное влияние на этот уровень.

Студентам было предложено оценить наличие у современной молодёжи различных гражданских, социальных и духовных качеств. По данным исследования сами молодые люди наделяют своих ровесников, рисуя их социальный портрет, такими качествами (в порядке очередности): жизнерадостность, свобода взглядов, индивидуализм, чувство гордости за свою страну, уважение к религии, и в то же время наряду с этим отмечается и бездуховность. Дисциплина и ответственность оказались самыми неразвитыми качествами, как и политическая и социальная активность.

Так, по данным проекта «Социальная активность российской молодёжи» применительно к большинству молодёжи (как и к населению в целом) можно зафиксировать отчуждённость от активной общественной жизни: так, 46% молодых россиян никогда не участвовали ни в каких формах общественной активности. Личный опыт общественной работы остальных носит временный, несистемный и в значительной степени «факультативный» характер. Что же касается общественного участия, реализуемого через какие-либо официальные организации, то его показатели крайне низки. В деятельности общественных организаций участвует только 4% российской молодёжи.

Существует несколько возможных критериев для оценки политической активности молодежи. Одним из них является интерес к политике. По данным нашего опроса студентов активный интерес к политике проявляет только четверть наших респондентов, основная масса – 52% стараются отслеживать основные события, а ещё четверть – совсем политикой не интересуются. Таким образом, в основной своей массе молодёжь к политике относится индифферентно, то есть абсолютно равнодушно. Сравнительно невысокий интерес молодежи к политике понятен и во многом объективно обусловлен: у современной российской молодежи помимо политики есть множество других сфер и областей приложения своей энергии и активности.

Очень показательным в этой связи является ответ на вопрос о причинах неучастия молодёжи в деятельности различных молодёжных организаций. Можно выделить несколько групп причин: главная – занятость другими видами деятельности и, как правило, отсутствие свободного времени. В совокупности это составило 58% респондентов. Следующая группа причин – это незнание того, какие есть организации и чем они занимаются – 20%. Наконец, есть группа респондентов, которые сознательно отказываются от участия в деятельности молодёжных организаций, так как считают что их деятельность носит формальный характер и они не видят смысла в деятельности этих организаций. Так считают 22% респондентов в совокупности. Кроме того, молодежные организации не являются в глазах многих россиян, в том числе и молодых, «социальным лифтом», который позволил бы им реализовать себя.

Информационные технологии усиливают возможность целенаправленного манипулирования людьми, изменяя их сознание и поведение. В периоды культурно-нравственной революции в обществе, когда происходит сдвиг моральных и духовных ценностей сознание человека теряет привычные ориентиры поведения, повышается внушаемость, усиливается эффект толпы, растет асоциальное и криминальное поведение. Это приводит к попыткам создания различных субкультур, принципиально противопоставленных традиционной культуре и ее духовным ценностям. Современной молодежи достаточно трудно ориентироваться в потоке противоречивых ценностей. На вопрос «Существует для вас четкое понимание высших ценностей личности – добра, зла, совести, морали, нравственности?» большинство опрошенных могут «иногда» различать эти понятия, но наибольшее затруднение у молодежи вызвали понятия морали и нравственности. Отсюда можно предположить, что высшие ценности используются респондентами «в удобном для них ракурсе». Подтверждает это и позиция «Понимаете ли Вы, что недопустимо для человека в обществе?». Варианты «иногда», «нет», «трудно сказать» выбрали 82,5 % опрошенных, 17,5% ответили «да».

Нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно - другое. Именно создание условий для саморазвития и самовоспитания, поддержка молодежных организаций и движений, активное участие студентов в общественной, культурной, творческой, добровольческой деятельности позволят выявить ценностные ориентации молодежи, использовать их жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению проблем и построению своего будущего.

Категория: 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста | Добавил: Tupikin (14.12.2017)
Просмотров: 715 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика