Пятница, 10.05.2024, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста

Целевая подготовка кадров для предприятий ОПК как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста

УДК 378:623

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

О.А. Воронина, доцент, канд. техн. наук,

В.В. Мишин, доцент, канд. техн. наук,

кафедра электроники, радиотехники и систем связи,

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: Voronina_o_a@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные проблемы целевой подготовки конкурентоспособных специалистов для оборонно-промышленного комплекса в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева на основе анализа данных по приему, обучению и выпуску за 2008-2017гг.

Начиная с 2008 года Орловский государственный технический университета и по настоящее время Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева осуществляет целевой прием лиц для обучения по очной форме за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком реализации государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и в рамках программы «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса».

Университет ежегодно выполняет заданные цифры целевого приема лиц, направляемых предприятиями Министерства для обучения по очной форме. В качестве заказчиков выступают следующие предприятия г. Орла, Орловской области, Брянской области, Московской области: АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова», ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» (Московская область), ОАО «РАТЕП» (Московская область), АО «Протон» (г. Орел), ОАО «Промприбор» (Орловская обл., г.Ливны), НПАО «Научприбор» (г. Орел), АО «Протон-Электротекс» (г. Орел), ФГУП «Карачевский завод “Электродеталь”» (Брянская область). На рис. 1 отображено изменение численности ежегодного целевого приема.

Целевая подготовка кадров для ОПК предусматривает производственную практику, дипломное и базовое курсовое проектирование, а также дальнейшее трудоустройство на предприятии, заключившим целевые договора со студентом об обучении и с университетом о приеме. В 2013 - 2017 гг. осуществлен выпуск студентов, обучавшихся по целевому договору с предприятиями ОПК (рис. 2).

 

Рисунок 1 – Статистика целевого приема по годам

 

Рисунок 2 – Соотношение выпуск / прием по студентам, заключившим целевые договоры с предприятиями ОПК

 

Отдельными предприятиями по результатам сессии выплачивается дополнительная дифференцированная стипендия, способствующая усилению заинтересованности студентов в результатах своего обучения, стимулирующая их к самостоятельному углубленному изучению дополнительных разделов изучаемых в университете дисциплин, способствующих формированию профессиональных компетенций для каждого конкретного предприятия ОПК.

В настоящее время в рамках государственного оборонного заказа в университете обучается 105 студентов (рис. 3 и 4) по следующим направлениям подготовки (бакалавр): 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 09.03.04 «Программная инженерия», 11.03.01 «Радиотехника», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств», 12.03.01 «Приборостроение», 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии», 15.03.05 "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств", 15.03.06 "Мехатроника и робототехника".

 

 

Рисунок 3 – Количество обучающихся по направлениям подготовки

 

 

Исходя из анализа итогов целевого приема можно отметить следующие факторы, снижающие вероятность подготовки конкурентоспособного специалиста для предприятия ОПК:

– отток способных студентов в столичные вузы;

– низкие баллы ЕГЭ у поступающих в первую волну приема;

– отсутствие активного участия многих предприятий ОПК в профориентационных мероприятиях вуза;

– незаинтересованность крупных предприятий ОПК в подготовке студентов из провинциальных вузов (из-за необходимости оплаты предприятиями практики и проживания студентов из других городов).

 

Рисунок 4 – Процентное соотношение по направлениям подготовки

 

Исходя из анализа успеваемости студентов, обучающихся по целевым договорам с предприятиями ОПК, можно отметить возможные причины низкой успеваемости и (или) отчисления студентов:

– отличие форм обучения в школе и вузе;

– подготовка в течении последних лет в школе отвечать по шаблону при подготовке к ЕГЭ приводит к отсутствию навыка самостоятельного и креативного мышления;

– низкий уровень школьной подготовки абитуриентов (например, отсутствие предмета «Черчение» приводит к плохому пониманию предмета «Инженерная графика»),

– различный первоначальный уровень подготовки по разным предметам (в городских и областных школах);

– трудность продолжение обучения после службы в рядах российской армии.

Исходя из анализа трудоустройства выпускников к возможным причинам отказа от трудоустройства на предприятиях ОПК можно отнести следующее:

– отсутствие вакантных мест на предприятиях;

– отсутствие заинтересованности и активного участия предприятия в организации индивидуальной практики студентов;

– отсутствие мер социальной защиты предприятием "своих" студентов во время обучения в университете (например, отсутствие надбавки к стипендии);

– отсутствие мест в общежития (или общежития);

– низкая заработная плата молодых специалистов на предприятии ОПК.

Таким образом, в подготовке конкурентоспособного специалиста для предприятия ОПК должны быть активно задействованы:

– сами предприятия ОПК, заинтересовав абитуриентов еще в старших классах школы, обеспечив им "бонусы" при обучении в виде проектной деятельности, дополнительных стипендий и трудоустройства во время обучения в вузе;

– университет, который в результате активного сотрудничества с предприятиями ОПК получает не дополнительный вал отчетности, а базовые кафедры на предприятии, активно участвующих в процессе обучения специалистов предприятий, дополнительные оснащенные лаборатории;

– студенты, умеющие и желающие получить более глубокие знания по базовым дисциплинам, активно участвующие в совместных проектах с предприятиями, заинтересованные в получении интересной и нужной для предприятия профессии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016–2020 годы».

2. Проблемы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса и высоких технологий (сборник документов, решений и рекомендаций) – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2013. – 184 с.

3. Кожина, Т.Д. Волков, С.А. Совершенствование системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, 2016, № 1(36), с. 123-129.

Категория: 8. Актуальные подходы к формированию личностных качеств конкурентоспособного специалиста | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 634 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика