Воскресенье, 12.05.2024, 08:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 7. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися

Создание студенческого волонтёрского профориентационного центра как перспективная форма профориентационной работы

УДК 377.4

СОЗДАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСКОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ЦЕНТРА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

И. Н. Белогурова, преподаватель,

БПОУ ОО «Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В. А. Русанова», г. Орел,

e-mail: ottip12@orel.ru

 

Аннотация. В статье описан опыт создания Волонтёрского профориентационного студенческого центра «Планета рабочих профессий», цель которого – усовершенствовать систему профессиональной ориентации выпускников школ и помочь им выбрать востребованную на региональном рынке труда рабочую профессию и место учёбы через общение в формате «студент – абитуриент».

Вопросы профессиональной ориентации являются очень важными для каждого молодого человека. Выбор профессии – это первое самостоятельное решение, которое определяет судьбу. Неправильный выбор осложняет, а иногда и разрушает жизнь. На выбор профессии влияет много факторов, начиная со школьной успеваемости и кончая желанием родителей. Значительная часть старшеклассников имеет весьма приблизительное представление о современном рынке труда, существующих профессиях, и оказывается не в состоянии соотнести требования, предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности, со своей индивидуальностью. Зачастую даже факт поступления в профессиональное образовательное учреждение не решает проблемы профессионального выбора. Почему так происходит? Во многом виновата несовершенная система профессиональной ориентации. Те разрозненные сведения о некоторых профессиях, которые выпускник 9-го класса успевает получить, мало чем помогают ему в выборе профессии. Как правило, он решает уйти в техникум потому, что боится не сдать ЕГЭ, хочет самостоятельности, просто «устал от школы», хочет поменять коллектив и «надоело учиться». О серьёзном выборе профессии речь в таком случае не идёт.

Но даже если абитуриент примерно представляет себе, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен, правильный выбор профессии затруднён, потому что он не задумывается о том, какие профессии востребованы на рынке труда в нашем регионе; он не знает, как в реальности выглядит трудовая деятельность по предполагаемой профессии; если этой профессии обучают в нескольких техникумах, то не всегда есть возможность сравнить условия обучения в каждом из них для правильного выбора.

Наши выводы подтверждает исследование, которое проводилось недавно в Самарской области. Вот цитата: «По результатам исследований, проводившихся в Самарской области, до 40% учащихся заканчивают общеобразовательную школу, не сделав свой профессиональный выбор; 45% абитуриентов профессиональных учебных заведений не уверены, что их выбор правильный. Около 40% выпускников системы профессионального образования не намерены работать по полученной специальности, до 20% выпускников по окончании образовательных учреждений заявляют, что их представления о выбранной профессии не оправдались. Сегодня молодые люди больше ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии, считая, что диплом о высшем образовании является основным и единственно важным условием будущей успешной карьеры». То есть, эта проблема касается не только нашего региона, она достаточно глобальна.

Для её решения в прошлом учебном году родилась идея создания на базе нашего техникума Волонтёрского профориентационного центра «Планета рабочих профессий», в который вошла инициативная группа студентов и нескольких педагогов. Девиз Центра – Выбираешь профессию – выбираешь судьбу! Члены инициативной группы поставили перед собой следующие задачи:

  1. создание информационной базы всех специальностей (профессий), требующих среднего профессионального образования, которые можно получить в образовательных организациях Орловской области;
  2. разработка «Рабочей тетради абитуриента»;
  3. проведение с привлечением социальных партнёров мастер-классов, встреч, экскурсий, пресс-конференций и других мероприятий;
  4. проведение рекламных мероприятий, направленных на информацию о Центре среди школьников города и области.

Первые две задачи были к концу 2016-2017 учебного года успешно реализованы. В информационную базу Центра студенты собрали фотоотчёты мастер-классов, создали информационные листки, в которых в краткой форме рассказывается о сути всех специальностей и профессий, требующих среднего профессионального образования, которые можно получить в образовательных организациях Орловской области. Также была создана «Рабочая тетрадь абитуриента». Школьнику, впервые пришедшему в Центр, предлагается 2 варианта работы с тетрадью. Если он имеет некоторое представление о том, чем он хотел бы заниматься, мы просим его заполнить анкету. Вопросы в ней составлены таким образом, чтобы выяснить, насколько правильно школьник представляет себе выбранную профессию: чем конкретно он будет заниматься, какие физические данные, черты характера и способности нужно иметь, чтобы работать в этой профессии. После изучения анкеты волонтёры Центра могут оценить, правильно ли абитуриент представляет себе эту профессию. Если пришедший в Центр школьник пока совершенно никак не определился, мы предлагаем посмотреть, какие существуют направления. и как называются специальности (профессии) по каждому из них. Таких направлений мы выделили 13: транспорт, информатика, общественное питание, торговля, швейное дело, строительство, железнодорожный транспорт, машиностроение, сельское хозяйство, парикмахерское искусство, экономика и право, медицина и педагогика. Далее абитуриент знакомится с информационной таблицей «Где чему учат», из которой можно узнать названия всех техникумов и колледжей, в которых в нашей обрасти можно получить выбранную профессию. Информационная база центра содержит также полный перечень адресов и сайтов техникумов, колледжей Орловской области. В тетради есть совет зайти на сайты выбранных образовательных учреждений, съездить туда и посетить профориентационные мероприятия. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии, в «Рабочей тетради» размещена своеобразная «дорожная карта» абитуриента. Это тот путь, который мы предлагаем пройти в нашем Центре, чтобы выбор профессии 15-летним выпускником был более осознанным, грамотным, более точным. Мы думаем, что если молодой человек действительно подойдёт к профессиональному выбору настолько сознательно, что пройдёт по этой «дорожной карте» от начала до конца, то вероятность точного выбора будет существенно больше.

В этом учебном году работа Центра будет продолжена. Планируется разместить на сайте техникума информацию о работе Центра и пригласить школьников посетить организованные Центром мастер-классы, пресс-конференции с социальными партнёрами: специалистами службы занятости, представителями предприятий и организаций, центром психолого-медико-социальной поддержки. Также планируется разместить рекламу центра в школах города и области, создать группы в социальных сетях «В Контакте», «Facebook», «Одноклассники».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социологические исследования «Оценка ситуации на рынке труда выпускниками начального, среднего и высшего профессионального образования и сравнительный анализ конкурентоспособности», ЦПО Самарской области, 2015 год – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15109965536591125272

 

 

 

 

 

 

Категория: 7. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика