УДК 377.4
СОЗДАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСКОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ЦЕНТРА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
И. Н. Белогурова, преподаватель,
БПОУ ОО «Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В. А. Русанова», г. Орел,
e-mail: ottip12@orel.ru
Аннотация. В статье описан опыт создания Волонтёрского профориентационного студенческого центра «Планета рабочих профессий», цель которого – усовершенствовать систему профессиональной ориентации выпускников школ и помочь им выбрать востребованную на региональном рынке труда рабочую профессию и место учёбы через общение в формате «студент – абитуриент».
Вопросы профессиональной ориентации являются очень важными для каждого молодого человека. Выбор профессии – это первое самостоятельное решение, которое определяет судьбу. Неправильный выбор осложняет, а иногда и разрушает жизнь. На выбор профессии влияет много факторов, начиная со школьной успеваемости и кончая желанием родителей. Значительная часть старшеклассников имеет весьма приблизительное представление о современном рынке труда, существующих профессиях, и оказывается не в состоянии соотнести требования, предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности, со своей индивидуальностью. Зачастую даже факт поступления в профессиональное образовательное учреждение не решает проблемы профессионального выбора. Почему так происходит? Во многом виновата несовершенная система профессиональной ориентации. Те разрозненные сведения о некоторых профессиях, которые выпускник 9-го класса успевает получить, мало чем помогают ему в выборе профессии. Как правило, он решает уйти в техникум потому, что боится не сдать ЕГЭ, хочет самостоятельности, просто «устал от школы», хочет поменять коллектив и «надоело учиться». О серьёзном выборе профессии речь в таком случае не идёт.
Но даже если абитуриент примерно представляет себе, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен, правильный выбор профессии затруднён, потому что он не задумывается о том, какие профессии востребованы на рынке труда в нашем регионе; он не знает, как в реальности выглядит трудовая деятельность по предполагаемой профессии; если этой профессии обучают в нескольких техникумах, то не всегда есть возможность сравнить условия обучения в каждом из них для правильного выбора.
Наши выводы подтверждает исследование, которое проводилось недавно в Самарской области. Вот цитата: «По результатам исследований, проводившихся в Самарской области, до 40% учащихся заканчивают общеобразовательную школу, не сделав свой профессиональный выбор; 45% абитуриентов профессиональных учебных заведений не уверены, что их выбор правильный. Около 40% выпускников системы профессионального образования не намерены работать по полученной специальности, до 20% выпускников по окончании образовательных учреждений заявляют, что их представления о выбранной профессии не оправдались. Сегодня молодые люди больше ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии, считая, что диплом о высшем образовании является основным и единственно важным условием будущей успешной карьеры». То есть, эта проблема касается не только нашего региона, она достаточно глобальна.
Для её решения в прошлом учебном году родилась идея создания на базе нашего техникума Волонтёрского профориентационного центра «Планета рабочих профессий», в который вошла инициативная группа студентов и нескольких педагогов. Девиз Центра – Выбираешь профессию – выбираешь судьбу! Члены инициативной группы поставили перед собой следующие задачи:
- создание информационной базы всех специальностей (профессий), требующих среднего профессионального образования, которые можно получить в образовательных организациях Орловской области;
- разработка «Рабочей тетради абитуриента»;
- проведение с привлечением социальных партнёров мастер-классов, встреч, экскурсий, пресс-конференций и других мероприятий;
- проведение рекламных мероприятий, направленных на информацию о Центре среди школьников города и области.
Первые две задачи были к концу 2016-2017 учебного года успешно реализованы. В информационную базу Центра студенты собрали фотоотчёты мастер-классов, создали информационные листки, в которых в краткой форме рассказывается о сути всех специальностей и профессий, требующих среднего профессионального образования, которые можно получить в образовательных организациях Орловской области. Также была создана «Рабочая тетрадь абитуриента». Школьнику, впервые пришедшему в Центр, предлагается 2 варианта работы с тетрадью. Если он имеет некоторое представление о том, чем он хотел бы заниматься, мы просим его заполнить анкету. Вопросы в ней составлены таким образом, чтобы выяснить, насколько правильно школьник представляет себе выбранную профессию: чем конкретно он будет заниматься, какие физические данные, черты характера и способности нужно иметь, чтобы работать в этой профессии. После изучения анкеты волонтёры Центра могут оценить, правильно ли абитуриент представляет себе эту профессию. Если пришедший в Центр школьник пока совершенно никак не определился, мы предлагаем посмотреть, какие существуют направления. и как называются специальности (профессии) по каждому из них. Таких направлений мы выделили 13: транспорт, информатика, общественное питание, торговля, швейное дело, строительство, железнодорожный транспорт, машиностроение, сельское хозяйство, парикмахерское искусство, экономика и право, медицина и педагогика. Далее абитуриент знакомится с информационной таблицей «Где чему учат», из которой можно узнать названия всех техникумов и колледжей, в которых в нашей обрасти можно получить выбранную профессию. Информационная база центра содержит также полный перечень адресов и сайтов техникумов, колледжей Орловской области. В тетради есть совет зайти на сайты выбранных образовательных учреждений, съездить туда и посетить профориентационные мероприятия. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии, в «Рабочей тетради» размещена своеобразная «дорожная карта» абитуриента. Это тот путь, который мы предлагаем пройти в нашем Центре, чтобы выбор профессии 15-летним выпускником был более осознанным, грамотным, более точным. Мы думаем, что если молодой человек действительно подойдёт к профессиональному выбору настолько сознательно, что пройдёт по этой «дорожной карте» от начала до конца, то вероятность точного выбора будет существенно больше.
В этом учебном году работа Центра будет продолжена. Планируется разместить на сайте техникума информацию о работе Центра и пригласить школьников посетить организованные Центром мастер-классы, пресс-конференции с социальными партнёрами: специалистами службы занятости, представителями предприятий и организаций, центром психолого-медико-социальной поддержки. Также планируется разместить рекламу центра в школах города и области, создать группы в социальных сетях «В Контакте», «Facebook», «Одноклассники».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социологические исследования «Оценка ситуации на рынке труда выпускниками начального, среднего и высшего профессионального образования и сравнительный анализ конкурентоспособности», ЦПО Самарской области, 2015 год – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15109965536591125272
|