УДК 37.047
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ СПО
О.В. Псарева, преподаватель, канд. экон. наук,
Ливенский филиал ОГУ им. И. С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail:Olga.psareva@bk.ru
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения профориентационной работы со студентами СПО. Представлены и проанализированы различные формы, характеристики и методы ее реализации.
Современная экономическая, техническая, образовательная и иная деятельность предъявляет высокие требования к специалистам, которых готовят в системе СПО. Стремительный рост объемов информации, увеличение масштабов человеческой деятельности вызывают необходимость реформирования как самого общества в целом, так и системы образования. Социально – экономические изменения в обществе отражаются на всех системах, включая и систему образования. Одной из важнейших задач Российской системы образования является разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса. К таким формам можно отнести организацию и реализацию профориентационной работы со студентами СПО. В настоящее время особое внимание заслуживает реализация изменений в подходах к организации профориентационной работы с учащимися.
В современных быстроменяющихся условиях профессиональная деятельность отличается высоким уровнем сложности, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые хорошо адаптируются к различным ситуациям, разбираются в новейших технологиях. Современный специалист должен быть разносторонне образованным, не ограничиваться узкой специализацией и направленностью своей деятельности. Экономическая и политическая ситуации быстро меняются, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежных специальностей, а иногда и совершенно отличных от полученных ранее. То есть современный специалист должен быть профессионалом интегративного типа.
Одним из важнейших условий успешной карьеры считается правильный выбор профессии. Для этого необходимо понимать и осознавать правильность своего выбора. Во-первых, нужно уметь определять свои профессиональные склонности. Во-вторых, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей дальнейшей карьеры, следует правильно оценивать свои реальные способности и уровень притязаний. В-третьих, нужно проанализировать и объективно оценить конъектуру рынка труда и ее ожидаемые изменения. В том числе и особенности экономики региона. В-четвертых, нужно отталкиваться от реальных возможностей получения образования. Следует отметить тот факт, что социальное становление учащейся молодежи происходит в условиях, когда стремление к самоутверждению, личностному успеху сталкивается с возрастной конкуренцией, высоким требованиям к личности на современном рынке труда.
Профессиональное становление является одной из главных задач успешного учебного процесса. Удачный выбор профессии обучающихся дает возможность выбрать правильный и рациональный путь к успешной взрослой жизни. Важность выбора профессии или учебного заведения должна быть обязательно осознана. Учащиеся не всегда готовы адекватно оценить ситуацию на рынке труда. Иногда им не хватает необходимой информации о востребованных специальностях. Не способны они оценить и свои возможности, а это приводит к их спонтанному выбору.
Современное социальное развитие требует формирование самостоятельности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в профессиональной деятельности и в жизни. Особенно остро эта проблема назрела в отношении учащейся молодежи, так как именно процесс формирования успешности в этом возрасте в последнее время затруднен. Это объясняется тем, что социальное становление молодого поколения происходит в условиях, когда стремление к самовыражению и самоутверждению сталкиваются с массой причин. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодых людей. Перед ними открыты границы и возможности для приложения своих собственных сил и способностей в самых различных направлениях и областях деятельности на благо всего общества. Проведение специальных занятий по профориентации студентов СПО, участие их в тематических семинарах, экскурсии на предприятия и учреждения города будут способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению затрат на обучение и станут основой для проведения профессионального психологического отбора.
Профориентация содержит в себе следующие характеристики:
1.Профориентация-это система государственных мероприятий.
2.Профориентация-это совокупность форм и методов, основанных на экономике, психологии, педагогике и др.
3.Эффективность реализации профориентационных мероприятий.
Профориентация предполагает проведение целого комплекса взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий: информирования, пропаганды, просвещения, консультирования. В рамках программы профориентации может быть предусмотрена специальная система психолого- педагогических воздействий, направленных на адаптацию и активизацию личности в самостановлении и самосовершенствовании, развитию интеллектуальных и физиологических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии.
Профориентация выполняет социальную, экономическую, психолого-педагогическую, медико-физиологическую функции.
В рамках профессиональной ориентации проводятся различные мероприятия по установлению профессиональной пригодности обучающихся. В настоящее время профориентация имеет значение общегосударственной задачи, поэтому требует активного участия ка непосредственных субъектов образовательного процесса (преподавателей, кураторов, мастеров и обучающихся), так и других участников (государственных органов власти, органов власти субъектов и муниципалитетов, работодателей, представителей научной среды) и др.
Преподаватели и организаторы профориентационной работы должны учитывать ряд обстоятельств для эффективного результата их деятельности в этой сфере:
- потребности региона в соответствующих кадрах;
- требования, которые предъявляет та или иная профессия к личностным качествам человека;
- образовательные способности и возможности;
- перспективы дальнейшего профессионального роста, карьеры, повышения уровня квалификации;
- особенности выбираемой профессии (условия трудовой деятельности, уровень заработной платы);
- противопоказания и ограничения по полу и возрасту.
Проблема профессионального самоопределения многообразна по способам рассмотрения и решения. Каждое учебное заведение выбирает само пути и направления организации профориентационной деятельности в отношении, как студентов, так и преподавателей. Цель гуманистически ориентированного процесса формирования компетентности - такое развитие личности, которое ориентирует ее на активную, преобразующую и творческую профессиональную деятельность, согласующуюся с социальными, глобально-экологическими и общечеловеческими ценностями.
Сегодня необходимо учитывать то, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодом возрасте, может не хватить на всю трудовую деятельность. Развитие способности к самоизменению, самопознанию, рефлексии, самосовершенствованию, самореализации является необходимым условием образования, и подготовки обучающихся к самоопределению.
Учебные заведения должны стремиться к созданию всех необходимых для этого условий. Одним из важнейших этапов профессионального самоопределения студентов является их профессиональная адаптация. Адаптация является одним из особенных критериев эффективности профориентационной работы с обучающимися. Проводя эту работу в образовательном учреждении необходимо учитывать разнообразие форм, методов, средств и способов ее реализации. Профессиональная ориентация и профессиональное просвещение также заслуживают особого внимания. А главной их целью является ознакомление студентов с профессиями, их содержанием, требованиями, функциями, которые предъявляются к личностным особенностям и характеристикам человека. Для повышения эффективности просвещения требуется точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что в дальнейшем позволит уменьшить риск ошибки и разочарования учащихся в правильности их выбора. Необходимо грамотно продемонстрировать, что в каждой специальности и профессии есть свобода и простор для проявления творчества и личностных способностей. Профессиональное просвещение должно включать в себя не только информирование, но и определенного рода пропаганду, которая направлена на формирование положительного отношения к проблемам выбора профессии и стремлению молодого поколения к освоению современных производств и технологий. Все эти мероприятия могут быть реализованы в условиях взаимосвязанной работы учебного заведения, его преподавателей, сотрудников, должностных лиц учреждений, представителей различных предприятий и других участников отношений. Только в этом случае мы сможем получить должный эффект от профориентационой деятельности в отношении учащихся.
Таким образом, профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на заботу общества о профессиональном становлении молодого поколения. Она дает возможность определиться, адаптироваться в обществе, повышает конкурентоспособность и производительность труда. Эффективность профессиональной ориентации студентов во многом зависит от правильно выбранного подхода к организации профориентационной работы в образовательном учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении //Социально-экономические явления и процессы. Тамбов,2012.№12.
2. Болдина М.А. Формирование профессиональной компетенции специалиста как управляемый процесс становления его профессионализма //Социально-экономические явления и процессы. Тамбов,2011.№1-2. |