Воскресенье, 12.05.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 7. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися

Основные направления профориентационной работы на кафедре инженерного образования Ливенского филиала ОГУ им И.С. Тургенева

УДК 37.047

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИВЕНСКОГО ФИЛИАЛА ОГУ ИМ И.С.ТУРГЕНЕВА

 

Т.А. Пучкова, преподаватель,

Ливенского филиала ОГУ им И.С.Тургенева, г.Ливны

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы профориентационной работы. Описан опыт работы кафедры инженерного образования Ливенского филиала ОГУ им И.С.Тургенева.

 

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д.Ушинский.

В наши дни в Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о том, что образовательные учреждения должны создать условия и предоставить возможность осознанного выбора обучающимися будущей профессии. Многие считают, что выбор профессии в современном обществе – дело случая. Существует мнение, что необходимость заработка заставляет браться за первое, подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что может дать личность при правильной организации распределения труда. Ущерб терпит и сама личность, так как человек становиться неудачником, потому что ему в свое время  не помогли найти место в жизни, на котором он может проявить себя, испытать радость от любимой работы.

«Счастье – когда утром хочется идти на работу, а вечером домой», где профессия, трудовая деятельность является важнейшей составляющей. Главной проблемой выбора профессии у молодежи является недостаток знаний о мире новых профессий, о рынке труда, неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет профессия. Ошибкой для многих выпускников школ является то, что они ориентируются на профессии высшей квалификации, и пренебрегают некоторыми профессиями важными для экономики страны. Иногда школьник выбирает профессию под влиянием некомпетентных лиц и неумения оценить свои способности и мотивы выбора профессий. Не последнюю роль играет и то, что в стране низкая доля занятости выпускников. Работодатель в современных рыночных условиях стремиться взять на работу высококвалифицированного специалиста с опытом работы. Что же остается молодому специалисту, где этот опыт работы нарабатывать? Все были, когда то молодыми специалистами и прекрасно понимают, что теория без практики мертва, но и практиковать нужно с достаточным багажом знаний. На нашей кафедре в сфере того, что значительное преобразование в социально- экономической сфере, изменение приоритетов, переориентация с одних областей профессиональной деятельности на другие выдвигают новые требования к качеству профессиональной подготовки, что требует более раннего и точного самоопределения молодежи, было принято решение. Кафедра разработала ряд эффективных мер по организации профориентационной работы. Профориентация – это система мер, направленных на оказание помощи в выборе профессии, выявление склонности человека к определенному роду деятельности. Профориентационная работа включает:

Профессиональное просвещениеобеспечение молодежи информацией о мире профессий, возможностях профессиональной карьеры.

Наша кафедра в обязательном порядке участвует в «Дне открытых дверей», «Дне занимательной науки» проходящих в филиале. Для нас важно, чтобы школьник унес не только брошюрку с перечнем профессий получаемых в нашем учебном заведении, но и запомнил название кафедры, профессии которые у нас можно получить. Поэтому кафедра организовывает выставку моделей студенческого творчества, демонстрационные стенды, где школьники своими руками могут выполнить, какую- то работу, а помогают им в этом студенты 2-3-4 курсов. Школьник наглядно видит, что студент, практически их сверстник владеет определенными навыками профессии и трудностей не испытывает. Такое общение студент-школьник дает прекрасный результат.

Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.

На нашей кафедре проходят два важных мероприятия в рамках «Неделя науки» работает секция «Технология машиностроения». Проводится конкурс профессионального мастерства «Молодые профессионалы» по рабочей профессии «Токарь-универсал» по критериям Worldskills Russia.

На неделе науки преподаватели кафедры работают над исследовательскими работами не только со студентами, но и привлекают учителей школ и учеников. На секции «Технология машиностроения» школьники представляют свои исследовательские работы вместе со студентами. Работать начинаем с 8-9 классами. Этому предшествует большая подготовка. Совместно со школьными педагогами выбирается тема исследовательской работы и на базе кафедры, лабораторий проводится исследование и оформляется презентация с докладом. Школьники, участвуя в работе секции вращаются в студенческой среде, знакомятся с работой кафедры, аудиториями, лабораториями. Они обязательно поделятся своими впечатлениями с одноклассниками, об учебном заведении, специальностях которые получают на кафедре. Темы исследовательских работ школьников перекликаются с предметами, которые они изучают в школе химия, физика, математика. Ученик видит, что школьные предметы необходимы для изучения технических дисциплин в дальнейшем. Конкурс профессионального мастерства дает возможность привлечь школьников со всех школ города. Мы приглашаем 8-9 классы. В это время ребята стоят перед выбором профессии, образования, которое они хотят получить. В корпусе учебных мастерских кафедра организовывает несколько площадок: выставка творчества школьников ( привлекается  городской клуб юных техников), выставка студенческого творчества (демонстрируются действующие модели сделанные руками студентов), выставки градообразующих предприятий, последней площадкой является токарный участок на котором проводится конкурс. Экскурсоводы, сопровождающие группы школьников рассказывают ребятам, что техническое творчество начинает развиваться со школьной скамьи, а будучи студентом или работающим специалистом на предприятии можно создавать серьезные конструкции, получив техническое образование. Многие экспонаты выставки можно своими руками включить, выключить, сделать простейшие операции. После проведения такого мероприятия в выигрыше остаются все школьник, - учебное заведение, кафедра. Ребята более подробно узнают специфику специальностей получаемых на кафедре и могут конкретно определиться в выборе профессии, на которую они будут учиться или наоборот поймут, что это не для них.

Профессиональное консультирование – по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки.

На кафедре проводится традиционное мероприятие «Практика по профилю специальности». На нем присутствуют школьники, студенты выпускники, представители отделов кадров градообразующих предприятий, студенты выпускных групп. Администрация филиала и кафедра работают в тесном контакте с отделами кадров предприятий города. Студенты 2-3-4 курса работают неполный рабочий день в различных подразделениях предприятий. Ребята пробуют работать по выбранной профессии, а предприятия подбирают молодые, перспективные кадры.

На мероприятии студенты, работающие, во время практики и неполный рабочий день делятся своими впечатлениями с однокурсниками. О трудностях, с которыми встретились во время работы, на что нужно обратить внимание во время учебы, что будет важным для работы. Выпускники, рассказывают, по какой профессии работают на предприятии, чего добились, какие перспективы роста. Представители отделов кадров заводов рассказывают о перспективах работы на их предприятии, профессиях в которых они нуждаются, что нужно, чтобы пройти собеседование при поступлении на работу. Школьников на такое открытое мероприятия мы приглашаем из классов с физика математическим уклоном. В основном такие ребята планируют получать в дальнейшем техническое образование. Мы даем возможность ученику осмыслить увиденное и услышанное и окончательно определиться с выбором профессии. Таким образом сущность профориентации проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Опыт показывает, что наиболее эффективно проблема профориентации и профессионального самоопределения решается в комплексе, в тесном взаимодействии школы – учебного заведения – предприятий города, классного руководителя – преподавателя колледжа – кафедры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кайнеев,Э.Р Поэтапное формирование опыта творческо-конструкторской деятельности: Учеб.пособие / Э.Р.Гайнеев, С.А.Новоселова. – Екатеринбург, 2012.-160с
  2. Сазонов,А.Д Профессиональная ориентация молодежи / А.Д.Сазонов, Н.И.Калугин, А.П.Меньшиков.-М.: Высшая школа.,1989.-250с

 

 

Категория: 7. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 410 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика