УДК 377.1
ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Е.А. Мацнева, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны,
e-mail: aleks-elena07@rambler.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается пример организации информационного ресурса для организации самостоятельной работы студентов. Данный проект реализован в Ливенском филиале в 2017 году в процессе прохождения производственной практики студентами специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. Проект находится в стадии тестирования.
В настоящее время новые информационные технологии вошли практически в каждый дом. Компьютерная техника, электронные средства связи, автоматизированные комплексы и мобильная робототехника стали неотъемлемой частью нашей повседневной реальности. Мощный информационный поток пронизывает каждый день нашей жизни, порою даже не согласовываясь с нашими желаниями и потребностями. Не составляет исключение и сфера образования. На сегодняшний день проблемами информатизации образовательного процесса занимается не только административный аппарат, специализированные центры, но и конкретно каждый участник данного процесса.
Информатизация образования – это направление, качественно сложившееся за последние два десятилетия, связанное с внедрением в учебно-образовательный процесс технических информационных средств, а также новых педагогических технологий. Эта тенденция ставит перед собою задачу обеспечения подготовки студентов к работе в современных условиях информационного общества, когда большой сектор рабочих мест предлагаемых молодому поколению предполагает использование компьютерной техники, электронных средств связи, интеграции с сетевыми сервисами. В связи с этим процесс информатизации образования неизбежен.
Рассмотрим далее ключевые аспекты информатизации учебного процесса.
1. Системный подход, позволяющий формировать содержание учебного плана в виде системы взаимосвязанных модулей, определять контрольные точки по освоению этого содержания.
2. Гибкость и открытость процесса по отношению к обучаемым, их индивидуальным способностям, стилям, темпам обучения, интересам, что способствует повышению мотивации к обучению на основе его индивидуализации.
3. Компетентностная направленность процесса, что определяет формирование компетентностей, связанных с использования информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности.
4. Использование электронных форм учебно-методических материалов, сетевых ресурсов, формирующих информационную среду, способствующую усвоению учебной дисциплины в индивидуальном темпе с учетом способностей и потребностей каждого студента.
Дальнейшее развитие данной темы будет касаться в основном последнего направления.
Традиционной формой хранения информации долгое время был бумажный носитель, а основным источником информации в учебном процессе для самостоятельной работы – бумажный учебник. В современных реалиях учебники успевают устаревать на стадии их подготовки к печати. Это особо касается дисциплин нашей кафедры – информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности, программирование, технические средства информатизации и пр. На сегодняшний день в нашем университете реализована возможность использования литературы электронных библиотечных систем – Академия, IPRbooks, Лань. Но даже эти ресурсы не могут покрыть все потребности обучения. Несомненно, сетевые хранилища данных предоставляют и другие возможности для поиска информации, но современная культура их использования пока не на очень высоком уровне. Обилие информационных ресурсов порождает своеобразный хаос, и порою студенты кроме Википедии и банка рефератов не могут ориентироваться ни в чем. Воспитание информационной культуры обучающихся – одна из первостепенных задач каждого преподавателя.
В рамках данной работы будет представлен один из проектов – электронное учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Идея возникла на этапе прохождения практики студентами 3 курса СПО специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. Как правило, студенты подходят к моменту выполнения практических заданий с различных стартовых позиций - суммой знаний и набором практических навыков, наработанных при прохождении учебного семестра. У кого-то короткая память, а кому-то не мешает ликвидировать пробелы в знаниях, «подтянуться» за другими. В помощь была предложена идея накопления информационных ресурсов, позволяющих повторно пройти некоторые этапы обучения, нагнать пропущенный материал, закрепить полученные практические навыки. Вначале был скомпонован набор обучающих видеороликов и текстовых упражнений. В дальнейшем была реализована идея соединения всего необходимого в единый сетевой ресурс. На данном этапе создается сайт, на котором дополнение контента предполагается производить по мере модернизации учебного процесса. Сайт построен на материалах учебного модуля ПМ.01 специальности 09.02.03.
В качестве примера представляем следующие функции.
Новому посетителю сайта предлагается пройти процесс регистрации, форма для которой представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Форма регистрации
Авторизация позволяет оставлять комментарии на сайте, проходить тестирование и иметь доступ к индивидуальным заданиям. В гостевом режиме есть возможность просмотра теоретического материала (рисунок 2) и практических уроков (рисунок 3).
Рисунок 2 – Теоретический материал
Рисунок 3 – Пример выполнения практического задания (урока)
Практические задания на сайте разбиты на три уровня сложности: низкая, средняя, высокая. Реализована возможность поиска заданий по каждой из трех степеней сложности (рисунок 4).
Рисунок 4 – Поиск заданий по уровню сложности
Также для удобства навигации теоретические разделы сайта скомпонованы по тематике (рисунок 5).
Рисунок 5 – Содержание теоретических разделов сайта
Редактировать сетевой контент, модерировать комментарии, добавлять и удалять пользователей на сайте - такие права представлены только администратору. Панель администрирования представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Панель администратора
На сегодняшний день сайт работает как в полной, так и в мобильной версии (рисунок 7).
Рисунок 7 – Мобильная версия сайта
Задача на ближайшее время – реализовать систему тестирования на сайте для авторизованных пользователей. Тестирование будет ограничено по времени и по количеству попыток. Тесты планируется запустить в двух режимах – обучения и контроля знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: Изд. БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014. – 120 с.
2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу : утв. Президентом Российской Федерации 11 янв. 2012 г., Пр-83. |