Пятница, 10.05.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения

Современный урок физики

УДК 372.853

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ

 

Л.Ю. Гаврилова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: lytasik@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящается современному уроку физики. В ней рассматривается вопрос о необходимости применения компьютера, цифровой техники, современных информационных технологий и ресурсов в обучении физики. Обосновываются цели применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках и показываются их преимущества по сравнению с традиционными методами проведения урока.

Данная тема является наиболее актуальной, т.к. в настоящее время в образовании внедряются ФГОС. По ФГОС перед сферой образования поставлены новые цели, а также требования к уроку и в целом к качеству образования.

В ближайшее время в работе учителей главным становится задача: осмыслить, освоить и внедрить в свою работу на практике системно-деятельностного подхода.

Урок всегда был и есть главная форма обучения. Как и несколько веков назад участниками процесса образования является педагог и учащийся. Предпочтение того, каким будет урок – каждый  учитель решает самостоятельно. Сейчас существует большая возможность выбора, в этом и состоит принципиальная новизна нашего российского образования.

Современный урок – это урок с использованием мультимедийной техники; где есть  индивидуальный подход ко всем учащимся. Он содержит  различные виды деятельности. Это занятие, где должно быть не только комфортно; а также деятельность на уроке должна развивать познавательную активность учащегося; что способствует формированию у студентов креативного мышления. Урок должен воспитывать умеющего думать учащегося-интеллектуала и  предполагает сотрудничество, взаимопонимание, увлеченность.

Основное внимание на занятии – внимание учащимся; учитывается уровень и возможности обучающихся, в котором учитывается стремление учащихся их настроение; умение показать методическое искусство учителя; умение планировать обратную связь; обстановка на занятии должна быть доброжелательной.

На традиционном занятии педагог ведет опрос учащихся, они должны рассказать материал, прочитанный по учебнику. Потом выставляется оценка, далее опрос следующего и т.д. Другая часть занятия – преподаватель рассказывает следующий материал и дает домашнее задание.

В соответствии с новыми стандартами, необходимо, в большей степени мотивировать студента к познанию мира, показать ему, что занятия – это не знания отвлеченные от жизни, а наоборот – необходимость подготовиться к жизни, нахождение полезной информации и умение ее применить в реальной жизни.

Изучая физику нельзя рассматривать ее только в виде теоретических занятий, требуется поддержание интереса к предмету, необходимостью сейчас является обязательное стимулирование их деятельности на занятии.

Возможность самостоятельного приобретения учащимися новых знаний дает современный урок физики. Самостоятельность в поиске ответов на поставленные вопросы, отборе информации, решении поставленных перед учащимися задач является сегодня важным в развитии личности и повышения мотивации к обучению.

Все изменения, которые происходят в наше время, вызывают необходимость того, чтобы на занятиях использовались ИКТ как основные средства, позволяющие организовать учебную деятельность студентов, а также способствовать его адаптации в современном обществе.

Основная цель того, что должны быть использованы  информационно-коммуникационные технологии в нашем учебном процессе – это способствование тому, чтобы больше развить способности студента на основе саморегулировании и самообразования. Нам не стоит забывать о том, что цель также заключается в формировании единой естественнонаучной картины мира, научной основы для формирования у каждого своей профессиональной деятельности и способствует творческому развитию личности и правильному выбору своей позиции с учетом всех потребностей, особенностей и возможностей человека.

На современном уроке физики в настоящее время невозможно не использовать компьютер, он предоставляет возможность не забывать преподавателю о том, что физик является наукой экспериментов и опытов. Изучать физику невозможно без проведения лабораторных работ. Есть такие темы, когда невозможно в аудитории провести тот или иной эксперимент в связи с использованием сложного оборудования, тогда на помощь приходят программные продукты, позволяющие полноценно моделировать наиболее сложные физические процесс. Моделирование физических процессов позволяет по своему желанию устанавливать и менять исходные данные для опытов, проводить наблюдение того, как меняется результат и происходящее явление, сделать  анализ увиденного, самостоятельно сделать вывод.

На уроках физики изучается устройство и принцип действия различных физических приборов. Традиционно при изучении того или иного устройства, преподаватель показывает схему, изображенную на плакат, или модель. Бывает такое, что студенту трудно понять и представить физический процесс, позволяющий работать данному прибору. Существуют такие компьютерные программные продукты, которые позволяют «собрать» прибор из составляющих его  частей, воспроизвести с необходимой скоростью процесс, лежащий в основе действия прибора. При этом положительным моментом является то, что возможно многократное повторение процесса.

В настоящее время большой выбор цифровых образовательных ресурсов, что позволяет педагогу отдавать предпочтение тому или иному программному обеспечению для того, чтобы реализовать любых образовательные задачи. Программные продукты очень разнообразны: дополнительная информация; демонстрации; тренажёры; мультимедийные и интерактивные модели; виртуальные лабораторные работы, обучающие игр, онлайн тесты и много- много другой информации.

Физика в курсе естествознания является ключевым предметом, потому что при изучении физики как части естествознания формируются методы познания окружающего нас мира, в частности, экспериментальные и теоретические. Применяются новейшие возможности современных информационно-компьютерных технологий.

Использование компьютерных интерактивных моделей позволяет нагляднее и понятнее для учащегося изложить учебный материал. Все это предполагает не пассивное участие учащихся, такое как чтение с монитора текста учебника, а активное участие студентов в процессе обучения теоретическим и практическим моментам.

В итоге преподаватель получает множество разнообразных средств для развития личности учащихся, творческой работы и организации взаимодействия «учащийся – педагог», разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Преподаватель становится основным среди тех, кто преподносит цели обучения и учитывает неоднородность и значимость дисциплины физики. ИКТ облегчают работу педагога тем, что освобождают его от изложения большей части теоретического материала и действий, связанных с отработкой умений и навыков.

Использование на занятиях мультимедийных средств, сети Internet обеспечивает значительное превосходство по сравнению с нашими традиционными формами обучения. Но большое разнообразие может пойти и во вред, если педагог не будет учитывать особенности личной технологии обучения и особенностей учащихся.

Нельзя использовать на одном занятии сразу все ресурсы. Создать систему для того, чтобы внедрить ее в учебный процесс – это главная задача педагога. Эту систему каждый педагог может выстроить сам и тогда современное занятие будет наиболее эффективным и сможет повысить интерес у учащихся к изучаемому предмету, а также положительно отразиться на качестве обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет ресурс: https://infourok.ru/sovremenniy-urok-v-usloviyah-realizacii-fgos-1023136.html

2. Интернет ресурс: https://infourok.ru/sovremenniy-urok-po-fizike-1396985.html

3. Интернет ресурс: https://sites.google.com/site/fizclass3/bank-ucitela/fizika-segodna

Категория: 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 766 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика