Понедельник, 13.05.2024, 16:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения

Реализации фгос среднего общего образования в учреждениях СПО: методическое сопровождение современного урока истории (обществознания)

УДК 377.1

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ (ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ)

 

Л.В. Мурских, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: super.murskix@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются типы, виды, структура, приемы и методы современного урока по дисциплинам «История» и «Обществознание» в рамках реализации ФГОС второго поколения.

В настоящее время идет переход к федеральным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения. Уже утверждены стандарты для всех трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего (полного). ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012г. № 413. Его обязательное введение во всех образовательных организациях РФ начнется с 2020/2021 учебного года.

Профессиональные образовательные организации, реализующие на первом курсе программы среднего общего образования, к 2020/2021 учебному году также должны перейти к реализации ФГОС общего образования.

Потребность в реализации ФГОС второго поколения возникла не случайно: современные информационно-коммуникативные технологии, изменившаяся социокультурная среда, экономические веяния эпохи предъявили новые требования к современному ученику.

Современней ученик должен обладать не только предметными и метапредметными знаниями, но умениями системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать жизненные и профессиональные проблемы, быть мобильным. Одно из главных требований к выпускникам – способность постоянно переучиваться, умение учиться самостоятельно.

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку будущих специалистов, призваны формировать целостный образ профессионала, обладающего не только общими, но и профессиональными компетенциями. Особое место в подготовке высококвалифицированных специалистов занимают социально-гуманитарные дисциплины. Именно такие дисциплины, как «История», «Обществознание» побуждают учащихся критически мыслить, самостоятельно добывать знания, выдвигать новые идеи, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными.

В этой связи актуальными становятся вопросы грамотного методического сопровождения уроков по дисциплинам социально-гуманитарного цикла.

ФГОС внес качественные изменения в структуру и содержание урока. Традиционные методы и технологии (рассказ, пересказ, лекция, упражнения), основанные на пассивном воспроизведении знаний, отходят на второй план. На первый план выходит интерактивное обучение, где студент – активный участник, взаимодействующий с преподавателем и другими участниками учебного процесса, самостоятельно добывающий знания.

Важное место в структуре современного урока играет целеполагание. Оно представляет собой процесс формулирования преподавателем и студентами главных целей и задач обучения. В условиях традиционного урока цель урока сообщается преподавателем. ФГОС закрепляет эту функцию за студентами. Задача преподавателя - подвести учащихся к осознанию темы. На занятиях по истории и обществознанию используются разные приемы целеполагания:

- тема-вопрос (тема урока формулируется в виде вопроса): «За что Россия благодарит К. Минина и Д.Пожарского, установив им памятник на Красной площади в Москве?»;

- создание проблемных ситуаций, знакомство с противоречивыми фактами: «Были ли альтернативы общественно-политическому развитию России в 1917г.»;

- использование иллюстраций. Студентам предлагается рассмотреть картину В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и ответить на вопросы: «Какое историческое событие изображено на картине?», «За что Петр I так жестоко расправился со стрельцами?».

- использование метода ассоциаций. Так, для определения целей и задач по тем «Духовная культура» учащимся предлагается назвать слова или словосочетания, которые они ассоциируют с понятием «культура». После названных ассоциаций преподаватель подводит обучающихся к выводу о многозначности термина «культура» и важности изучения его содержания. Таким образом, на современном уроке преподаватель не транслирует цель занятия, а включает учащихся в активный процесс ее поиска.

В настоящее время существует большое разнообразие инновационных методов обучения. Наиболее часто на занятиях по дисциплинам «История», «Обществознание» используются методы: эвристическое обучение, «мозговой штурм», проблемное обучение, «кейс-стадии», «синквейн», «аквариум», проектное обучение и др.

Так, по теме «Глобальные проблемы современности», изучаемой в курсе обществознания, уместно использование интерактивного метода «Аквариум». Преподаватель делит студентов на 4 группы, предлагая каждой группе проработать определенную глобальную проблему: экологическую, демографическую, проблему Север – Юг, проблему войны и мира в современных условиях. Одна группа располагается в центре, остальные вокруг. Участники центральной группы начинают обсуждение предложенной глобальной проблемы по схеме: причины, проявления, пути решения. Остальные молча наблюдают, не имея права вмешиваться. На эту работу дается до 10 минут. Затем преподаватель обсуждает результаты работы группы с остальными студентами, задавая вопросы: согласны ли они с мнением группы, было ли оно хорошо аргументировано, что бы вы могли дополнить? Затем место в аквариуме занимает другая группа и проходит то же самое обсуждение. Все группы должны побывать в центре, все проблемы должны быть обговорены.

Одним из инновационных методов является «Синкрейн». Он представляет собой стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза материала в коротких выражениях. Это стихотворение строится по правилам: 1 строка - тема (1 слово, имя существительное), 2 строка – описание признаков и свойств (2 слова, прилагательные), 3 строка – описание действия (3 слова, глаголы); 4 строка – отношение к теме (фраза из 4-х слов, предложение, цитата); 5 строка - суть темы (1 слово-резюме). Например, 1строка - Петр I; 2 строка – смелый, мужественный; 3 строка – реформировал, воевал, основывал; 4 строка – прорубил окно в Европу; 5 строка – император.

Метод «Синквейн» хорошо подходит для характеристики исторических личностей, событий, понятий. Его можно использовать на разных этапах урока: как средство проверки понятийного аппарата темы, на стадии рефлексии и как заключительное задание по пройденному материалу. Для работы с синквейном могут быть предложены разные виды заданий: составление краткого рассказа по готовому синквейну; исправление и совершенствование готового синквена; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и др. Синквейн учит находить, осмысливать, анализировать, систематизировать, применять полученную информацию.

Для систематизации материала в виде схемы (рисунка) незаменим метод «Кластер». Кластеры – это графические изображения, которые показывают различные типы связей между объектами и явлениями. Студентам предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова и словосочетания, связанные с темой. Так, на занятиях по обществознанию составляются кластеры по темам: «Форма государства», «Органы государственной власти в РФ», «Духовная культура», «Отрасли и источники права» и другие. Методы работы учащихся с кластером: составление нового кластера; составление рассказа по кластеру; завершение неполного кластера; определение ключевого слова в кластере; определение нескольких терминов в кластере (рис.1).

Описание: C:\Users\User\Downloads\кластер.png


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Пример кластера по теме «Форма государства»

Важным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Рефлексия – это умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние. Если на традиционном уроке результаты обучения оцениваются преподавателем, то на современном уроке обучающимся самостоятельно предлагается оценить свой путь от представления к пониманию. Чаще всего рефлексия строится путем вопросов. Наиболее распространенными ее приемами являются:

- метод «Три «М» - учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились лучше всего в процессе урока;

- метод «Плюс – минус – интересно». Учащимся предлагается заполнить таблицу с выделением колонок: плюс (записывают все, что понравилось; положительные эмоции), минус (записывают то, что не понравилось; показалось скучным), интересно (вписывают интересные факты, вопросы учителю);

- метод «Продолжи фразу». Ребятам предлагается продолжить фразы: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я понял, что …, теперь я могу…, я приобрел…, я научился…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…;

- написание творческих работ (синквейны, диаманты, эссе).

Рефлексии – это совместная работа на занятии студентов и преподавателя. Являясь важным средством развития критического мышления, рефлексия способствует формированию таких личных качеств как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.

Невозможно представить современный урок и без использования информациооно-коммункационных технологий, которые обеспечивают доступ к разнообразным информационным ресурсам, повышают наглядность обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией обеспечивает интерактивность.

Внедрение инновационных приемов и методов обучения привели к изменению типов и видов уроков. Традиционный комбинированный урок с прохождением определенных этапов (организационный момент, опрос, объяснение нового материала, закрепление, выставление оценок, домашнее задание) потерял свою актуальность. Современный урок предлагает блочно - модульную подачу материала в соответствии с новыми типами и видами уроков (занятий):

- урок введения нового материала, подача которого может осуществляться в виде лекции, путешествия, экскурсии, турнира и т.п.;

- урок закрепления новых знаний и умений, его виды: урок–конференция, урок-суд, проблемный урок, конкурс, игра, урок-обсуждение и т.п.

- урок развивающего контроля может быть организован в виде зачета, викторины, защиты проектов, тестирования и т.п.

Таким образом, стандарты второго поколения поставили образование на качественно новый уровень. Современный урок вышел за рамки учебного предмета. Он стал полем использования новых приемов, методов и технологий обучения. Его содержание – непрерывный диалог учащихся и учителя. Все это подчинено главной задаче образования – научить ученика учиться.

В заключение напрашиваются слова одной древней китайской пословицы: «Дайте человеку рыбу, и он получит пропитание на один день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998.

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] // Инфоурок. Библиотека материалов. – Режим доступа: https://infourok.ru/sovremenniy-urok-v-usloviyah-realizacii-fgos-1023136.html (Загл. с экрана)

2. Шарипов, Р.Р. Активизация познавательной деятельности студентов в ходе преподавания истории / Р.Р. Шарипов // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2014. - № 6. – С. 126 – 131.

 

Категория: 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 1011 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика