Пятница, 10.05.2024, 14:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения

Проектная методика преподавания иностранных языков в условиях ФГОС

УДК 377.1

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

 

 О.А. Бородина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны,

e-mail: oldi17@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные требования к современному занятию по иностранному языку на основе ФГОС и целесообразность применения проектной методики в данных условиях.

Современное образование должно отвечать запросам современного общества. Главное требование, которое предъявляется современной жизнью к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать с его помощью возникающие жизненные и профессиональные проблемы.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация - такая единица учебного процесса, в которой студенты при помощи преподавателя определяют предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется взаимодействие преподавателя и студента - преподаватель и студент становятся партнёрами. В центре внимания находится обучающийся, его личность. Целью современного преподавателя становится выбрать методы и формы организации учебной деятельности, соответствующие поставленной цели развития личности. На основе этого выделяют следующие требования к современному занятию по иностранному языку: четкое формулирование и комплексность цели; определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия с учетом уровня подготовленности обучающихся; прогнозирование уровня усвоения обучающимися знаний, сформированности умений и навыков на протяжении всего занятия; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе занятия; выбор оптимального сочетания различных форм работы на занятии и максимальную самостоятельность студентов в процессе учения, обеспечивающую познавательную активность, занятие должно быть проблемным и развивающим (преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направлять их на сотрудничество как с преподавателем, так и со студентами); создание проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих деятельность обучающихся; создание условий успешного учения обучающихся. [4]

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность обучающихся. Это обосновывается рядом причин:

- во-первых, потому, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий она наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом;

- во-вторых, потому, что, на наш взгляд, это одна из истинно педагогических технологий, которая обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учащимися, но и их интеллектуальное и нравственное развитие, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Прежде всего, еще раз скажем о том, что преподаватель иностранных языков обучает учащихся способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения Иностранным языкам, отдавая отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня.

Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы студенты акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить занятия иностранным языком в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Метод проектов позволяет создать на занятиях по иностранным языкам исследовательскую творческую атмосферу, где каждый учащийся вовлечен в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, студенты учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

В процессе работы над проектом преподаватель помогает учащимся выявить противоречия и предлагает найти способы их разрешения, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Учащимся предлагается рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения политика, юриста, журналиста и т.д.), побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации. [2]

Проектная методика характеризуется высоким уровнем коммуникативности, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых. Использование метода проектов позволяет создать условия для развития личности учащихся. /1/

Параллельное использование родного и иностранного языков на основе метода проектов способствует реализации сопоставительного подхода: учащиеся имеют возможность сравнивать языковые явления в иностранном и родном языках в области лексики, грамматики, фонетики, находят аналогии, делают собственные выводы на основе наблюдений.

В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности, учащихся на занятии, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.

Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект деятельности.

Проекты могут выполняться как на занятиях, так и во внеурочное время. Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания учащихся в процессе работы над проектом.

Применение метода проектов в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности учащегося, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей студента. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого учителя.

Разнообразие и обилие проблемных задач в проектной методике имеет большое значение для индивидуализации процесса обучения. Это преследует две цели – 1) побуждение творческих сил у отстающих учащихся; 2) простор развитию познавательных сил сильных учеников, не задерживать их рост, а поощрять его предъявлением все более усложненных задач./3/

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, потому что оно:

- личностно ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

-самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

-позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байдурова, Л.А., Шапошникова, Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам [Текст] / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. – 2002. - №1.
  2. Дичковская, О.А. Целесообразность применения метода проектов при обучении иностранным языкам [Текст] / О.А. Дичковская // Известия Орел ГТУ. Серия «Проблемы образования». - 2003. - № 1-2 (1). – С.110-113
  3. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе [Текст]: дис...канд. пед. наук: 13.00.02 : защищена 19.12.1994. / Моисеева Ольга Михайловна. – Москва, 1994. – 156 с.
  4. Рець М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС [Текст] / М.С. Рець // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 46-50. То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/121/33516/ Дата обращения: 2017-11-27

 

  

Категория: 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 613 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика