Пятница, 10.05.2024, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения

Применение обучающимися исторических фактов с философскими взглядами

УДК 141.1:37.01

ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ С ФИЛОСОФСКИМИ ВЗГЛЯДАМИ

 

Е. А. Ильинова, преподаватель,

Мценский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева,

е-mail-  liza.ilinova.80@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлен опыт по организации работы студентов по осмыслению философских категорий в контексте изучения исторических событий.

Цель работы: осмысление философских категорий в контексте изучения исторических событий.  Актуальность данной темы: усиление мотивационной составляющей с помощью культуры и философии для процесса обучения истории. В теме поставлены задачи: образовательные -  изучение истории с использованием художественных образов; нравственные – формирование мировоззрения обучающихся; воспитательные – восприятие обучающимися исторической информации с помощью произведений культуры; эстетические – формирование понятий о прекрасном и безобразном, истинном и ложном. Осмысление философских категорий в контексте изучения исторических событий является важной составляющей цивилизационного подхода в истории. На лекции по теме «Что изучает история?» анализируются понятия «история», «время», «прошлое», «будущее» с помощью знакомства с отрывками из философской прозы Мишеля де Монтеня и Михаила Эпштейна. Рассматривается картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти», «1953». Обучающимися выписываются значения слов: история, время. История – это наука, изучающая прошлое человечества во всём его многообразии. Исследует факты, события по историческим источникам.

Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, неизменяющихся от прошлого к будущему.

На лекционном занятии рассматриваются философские вопросы, о которых идёт речь в отрывке из эссе французского философа Мишеля де Монтеня (1533 – 1592гг.) «Опыты»: «Те, которые вменяют людям в вину их влечение к будущему и учат хвататься за блага, даруемые нам настоящим, и ни о чём больше не помышлять, - будущее ещё менее в нашей власти, чем даже прошлое… Мы всегда пребываем где-то во вне. Опасения, желания, надежды влекут к будущему; они лишают нас способности воспринимать и понимать то, что есть, поглощая нас тем, что будет, даже тогда, когда нас самих больше не будет. Несчастна душа, исполненная забот о будущем. Вот заповедь, которую приводит Платон: «Делай своё дело и познай самого себя». Всякий, кому предстоит делать дело увидит, что прежде он должен познать, что он такое и на что он способен. Кто достаточно знает себя, тот не посчитает чужого дела своим, тот больше всего любит себя и печётся о своём благе, тот отказывается от бесполезных занятий, бесплодных мыслей и неразрешимых задач. Эпикур считает, что мудрец не должен предугадывать будущее и тревожиться о нём.

Эссе – малый жанр философской, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей индивидуальную позицию автора с изложением материала.

Отрывок из эссе М.Эпштейна «Время: одушевляющий недостаток». Можно поставить вопрос: почему автору будущее интереснее прошлого? «Почему нас так тянет говорить о будущем, заниматься предсказаниями? Не для того, чтобы видеть их сбывшимися, а для того, чтобы почувствовать сильнее непредсказуемость будущего. С прошлым не может быть никакой игры: оно уже прошло, а в отношениях с будущим потому и возможен флирт, влюблённость, что есть неопределённость, взаимность, приближение и ускользание…

«Будущее» - старославянское причастие от глагола «быть». Это вопрос: куда движется время? Из будущего в прошлое движутся вещи, они приближаются к нам и уносятся назад. А само время движется из прошлого в будущее. Следует вопрос: разделяете ли вы предположение М.Эпштейна, что «настоящее возможно понять из будущего». Есть ли общее и различное в понимании «будущего» у Монтеня, жившего в XVIв и Эпштейна, нашего современника.

Можно на занятии рассмотреть картину С.Дали «Постоянство памяти» (1931г) (второе название «Мягкие часы»).Какие мысли о времени и памяти хотел дпнести художник зрителю. У обучающихся формируются понятия об «истории», «времени»; представления о прошлом, настоящем, будущем. Студенты задумываются о смысле жизни, судьбе мировой цивилизации.

Вступление России в европейскую систему при Петре I привело к разделению в сознании. Низовая, народная культура продолжает приравнивать весь мир с хаосом,  а дворянство пытается найти себя в контексте ценностей Просвещения. Но достаточно вторжения Наполеона, чтобы дворянство объединилось с крестьянами против врага. Строительство великой державы было, и будет являться одной из главных ценностей русских людей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахиезер, А.С. Россиия: критика исторического опыта/ А.С. Ахиезер. -Новосибирск: Наука, 2007г.

2. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур/А.А.Белик. -М.: Росссийский государственный гуманит универ-т.:М.-2008г.

3. Гуревич, П.С.Культурология: учебное пособие/П.С. Гуревич. -М.: «Знание», 2006г.

4. Культурология. ХХв. Словарь. СПб. – Университетская книга, 2007г.

                                                                                                

Категория: 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика