Понедельник, 13.05.2024, 06:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения

Образование в условиях прогресса XXI века

УДК 37

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРОГРЕССА XXI ВЕКА

 

О.А. Савушкина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны.

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен ряд проблем современного образования, представлен комплекс взаимосвязанных составляющих современного образования, выделены некоторые требования к современному уроку, описаны подходы и задачи педагога в обучении студентов

 

Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.

Норберт Винер

Время неумолимо движется вперёд. Прогресс своими широкими объятиями охватывает все сферы жизни человека. В далёком 1809 году известный английский изобретатель Деларю создал свою первую лампу накаливания, оснащенную платиновой спиралью давая начало новой эпохе в области электричества. А уже в 2011 году начались работы по созданию экзоскелета в России. Проект с названием ЭкзоАтлет был инициирован Министерством чрезвычайных ситуаций и научной командой НИИ Механики Московского государственного университета.

200 лет понадобилось человечеству, чтобы добиться такого процесса. Кажется, что понадобилось огромное количество времени, но что значат эти два века по сравнению с длинной человеческой историей?

В 21 веке человек достиг того, что 100 лет, а может быть, даже 50 лет казалось невозможным, невероятным, чудом... Что же помогло достичь того результата, который мы имеем сейчас? Для того, чтобы создать что-то новое, нужно превосходно владеть теми знаниями, которые достались нам в наследие от предыдущих поколений. Для того чтобы что-то созданное не затерялось где-то на страницах истории оно должно быть полезно для широких масс людей, что подразумевает наличие навыков для работы с этим открытием. По прошествии какого-либо периода времени уже это открытие становится тем наследием, знанием, которое получат потомки и усовершенствуют его. Удачное исполнение этого алгоритма зависело, зависит и будет зависеть от знаний, которые получат новое поколение от следующего. В свою очередь, уже это обстоятельство заставляет задуматься о том, где и как произойдёт эта передача.

С моей точки зрения, развитие общества зависит от того, как, насколько грамотно происходит передача знаний в детских садах, школах, учреждениях среднего и высшего образования.

Одним из основных требований к современному уроку является наличие коммуникативной готовности к диалогу, общение ученика со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.

Подготовка воспитателя /учителя/ преподавателя к уроку начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — что воспитанник/ученик/студент должен усвоить. Осознанные учащимися цели, заставляют активно действовать и ускоряют процесс получения результата своих учебных действий.

Затем определяются средства достижения поставленной цели - что поможет достичь цели. Потом выбор способа — как наиболее полно и грамотно подать нужный материал. Выбирая средства, методы и приёмы обучения, необходимо помнить о том, что они должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения поставленных целей обучения.

Урок является главной единицей, составляющей учебный процесс. Качество подготовки учащихся по какой-либо дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. На данный момент, методика построения урока и вкладываемые в него знания являются недостаточно эффективным способом передачи информации, ввиду крайней незаинтересованности детей в получении знаний традиционным путем. В связи с этим, остро встает проблема повышения мотивации к процессу обучения.

Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- целенаправленность;

- планирование;

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В нашем информационном обществе, базирующемся на информационных и компьютерных технологиях Задачей педагогов в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Главной же целью преподавателя оказывается систематизация большого объема разнородного учебного материала, и обучение студентов умению ориентироваться в этом материале

Умение адаптироваться в новых условиях – первостепенное требование к выпускникам образовательных учреждений. Поэтому подаваемая преподавателем информация должна быть построена таким образом, чтобы студент учился действовать в реальных условиях информационного общества.

Также, на мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках информационные технологии при изучении новой темы. Прежде всего, это позволит заинтересовать студентов, и способствует активизации восприятия данных. Дополнительно, работа с информационными технологиями позволит улучшить и/или наработать навыки для работы с ними в будущем.

Современная жизнь ставит человека в очень жёсткие рамки, требуя от него высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность. Выпускник какого-либо учебного заведения, в условиях высокого технологического развития, должен обладать набором определенных качеств, и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном обществе, востребованным специалистом, полезным обществу.

Таким образом, признаком правильно организованного урока, является повышенная приспособленность, активность, значимость и мобильность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740. — URL https://moluch.ru/archive/61/9151/ (дата обращения: 07.12.2017).

2. Наталья Журавлева. Цель образования в 21 веке // Стандарты абразования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.washingtonpost.com/blogs/answer-sheet/wp/2015/02/12/whats-the-purpose-of-education-in-the-21st-century/

3. Галлямова Г. Н. Эссе «Образование 21 века. Каким ему быть?» [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/02/25/esse-obrazovanie-21-veka-kakim-emu-byt

4. АнистратенкоЛ. И. Урок XXI века: каков он? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/esse-protivorechiya-sovremennogo-obrazovaniya-837635.html

5. Почти Железный Человек: 5 реально существующих экзоскелетов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.novate.ru/blogs/060614/26602/

6. Леонид Гребнев. Образование в России XXI века. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/27/obrazovanie_v_rossii_xxi_veka

 

 

Категория: 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 1376 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика